search
main
0

Портфолио – это у манекенщиц . А портфель достижений – у лицеистов

Совсем недавно Воронежский областной институт повышения квалификации работников образования проводил очередной городской семинар по профильному обучению. Лицей №1 принимал у себя замдиректоров всех школ города: именно в этом учебном заведении профильная и предпрофильная подготовка учеников ведется уже около десяти лет. Цели и задачи работы лицея, а также пути их реализации обозначены в лицейской образовательной программе и полностью соответствуют министерской концепции профильного обучения. Между тем программа эта принималась уже давно и разрабатывалась педагогами лицея. О том, как все складывается на практике, я спросила Анатолия Ханина – директора лицея, заслуженного учителя России.

Разрабатывая нашу программу, мы ставили перед собой задачу создать условия для развития творческих задатков каждого ребенка. Если обычная школа решает в основном только образовательные задачи – это просто хорошая школа, но не лицей и не гимназия. Сегодня именно те лицеи и гимназии уже являются профильными, и каждый ученик с помощью педагогов выстраивает свою образовательную траекторию.

Наше учебное заведение можно считать двухпрофильным: физика-математика и химия-биология. В десятых классах у нас четыре физико-математических и один химико-биологический классы. Последний – как альтернатива для тех ребят, которые не слишком сильны в математике и физике, но хотели бы учиться у нас. С пятого по седьмой класс в лицее ведется общая подготовка, а предпрофильная начинается уже в восьмом. Я сторонник того, чтобы предпрофиль начинался не с девятого класса, как предлагает нам концепция, а с восьмого. За два года больше вероятности, что ребята правильно сориентируются и успешно выполнят задачи, которые ставит профильная школа в 10-11-х классах. Наши учебные планы соответствуют такому подходу, и уже с восьмого мы вводим сессионную форму обучения – летняя и зимняя сессии. Элективные курсы, у нас их более 30, тоже предлагаем с восьмого класса, и тогда же ребята начинают заниматься опытной экспериментально-научной работой, готовят рефераты и выступают на различных научно-практических конференциях учащихся.

Я прошу Анатолия Николаевича подробнее рассказать об элективных курсах, и он выкладывает на стол объемистую папку. В ней все: название каждого курса, его полная характеристика, «акт приемки» научно-методическим советом лицея. Например, курс под названием «Комплексный подход к решению нестандартных задач по разделу «Механика»: 9-й класс, объем в часах – 68, автор-составитель и преподаватель – Андриевская Людмила Ивановна, учитель физики первой категории. Дата утверждения научно-методическим советом лицея и методобъединением кафедры – 9.09.2004 года. А далее – учебно-методический комплекс курса с перечислением всех учебников и задачников. Спрашиваю директора:

– Откуда возьмутся в тесной школьной программе дополнительные часы на элективную часть?

– Они вводятся за счет школьного компонента.

– А как они будут разбросаны по программе? На полгода или на два-три месяца? И может ли ученик пройти сразу несколько курсов, а не только одни?

– Конечно, может. В учебном плане есть инвариантная часть, которую мы не имеем права трогать или уменьшать, это федеральный минимум образования. Дальше идет вариативная часть – региональный и школьный компоненты. За счет них мы можем вводить элективные курсы по различным предметам. То есть мы можем брать отсюда часы и добавлять их в физику, химию, биологию или по тем профилям, которые определены. Это может быть и история, и литература – в зависимости от профиля учебного заведения. Проводить курсы совсем не обязательно только после уроков. Они могут быть включены в программу изучения того или иного предмета и даваться после изучения базового материала. Хотя некоторые курсы, наоборот, хорошо использовать во внеурочной деятельности.

– Кто разрабатывает элективные курсы?

– Наши педагоги. Мы тарифицируем их за эти часы. Если результат налицо, учителя дополнительно поощряют, а ученик добавляет в свой портфель достижений очередную грамоту.

Портфелем достижений Анатолий Ханин называет тот самый портфолио, который при профильном обучении должен быть у каждого школьника. Обычный портфель достижений – это и понятнее, и для слуха привычнее, а портфолио – у манекенщиц, так уж сложилось. Директор говорит, что его лицеистам подобный портфель ни к чему, с ними уже все ясно. Обычно те, кто заканчивает в лицее девятый класс, школу не меняют, продолжают учебу здесь же. О том, что в этой школе два основных профиля, ребята, поступающие сюда учиться, знают с самого начала. С пятого класса. У лицея нет микрорайона, поступать сюда приезжают из всех школ города, и первый набор идет именно в пятый класс, потом в девятый и десятый.

– А если этот самый портфолио будет носить для директора обязательный характер как руководство к действию? То есть если девять баллов вместо десяти или 98 вместо 100, то ребенка уже не примут?

– Думаю, что обязать директоров руководствоваться только этими баллами никто не сможет. Ведь портфель достижений на самом деле – это дополнение к тому собеседованию, которое проводится в профильных школах. Если результаты собеседования у двух учеников одинаковы и если оба они претендуют на одно место, тут уже мы будем смотреть: у кого портфолио богаче, того и возьмем. Так нам рекомендуют, и я считаю, что это правильно.

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте