В современной российской школе становятся реальностью не только введение единого государственного экзамена, но и другие формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний школьника, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, специалисты считают «портфолио достижений ученика». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях подростка. За рубежом практика портфолио активно применяется уже долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов ученика, которая демонстрирует его усилия и прогресс в различных областях.
Портфолио достижений ученика, работа над концепцией которого велась с июля прошлого года, – еще один шаг в сторону модернизации образования и реформирования оценочной системы в школе. Это было отмечено на «круглом столе», прошедшем в Московском центре Федерации Интернет Образования. По мнению большинства специалистов, портфолио – важный элемент практико-ориентированного подхода к образованию, так как он является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Построение портфолио отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Если традиционная пятибалльная система оценки школьников призвана выявлять пробелы в знаниях, то портфолио – система «накопительная». Предполагается, что в 2005-2006 учебном году наряду с введением предпрофильной подготовки портфолио станет обязательным для всех девятиклассников. В чем же главная задача нововведения?
По словам руководителя рабочей группы по профильному обучению Министерства образования и науки Анатолия Пинского, портфолио девятиклассника, или портфолио – 9, в первую очередь должен помочь ученику, родителям и педагогам правильно выбрать профиль и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на старшей ступени. В качестве эксперимента портфолио девятиклассника отрабатывается в 20 муниципалитетах 10 российских регионов – участников эксперимента по введению предпрофильного обучения. Регионам предложены три вида портфолио, которые можно использовать и все вместе, и каждый по отдельности.
Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности ученика. В папке работ и проектов фиксируются участие в проектной деятельности и успешность прохождения элективных курсов (спецкурсов по выбору, обязательных в предпрофильной подготовке). В портфолио отзывов и рекомендаций собираются оценки прохождения социальной практики, рекомендации учителей и самоанализ развития ребенка. Годичная практика ведения портфолио в экспериментальных регионах показала, что в подавляющем большинстве случаев «портфель достижений ученика» включает все три его разновидности.
По мнению разработчиков и представителей педагогического сообщества, портфолио – не жесткий фильтр отбора, а своего рода система воспитания. Его содержание в каждом конкретном случае определяется самим ребенком в зависимости от цели, которую он преследует. Например, при поступлении в класс с гуманитарной специализацией ученик может исключить из своего «портфеля» свидетельства достижений в области точных наук, и наоборот.
Эксперимент по введению портфолио в старших классах еще не начался, но уже сегодня ведущие российские вузы испытывают потребность в банке данных индивидуальных достижений абитуриентов для возможности дистанционного отбора наиболее одаренных и перспективных. Пока практика ведения портфолио остается экспериментом, муниципалитетам дано право самим формировать его модель и вырабатывать критерии для определения его значимости. Как считают специалисты, введение порфолио в старших классах потребует более жестких правил, в частности, введения общефедеральных стандартов портфолио и системы исчисления его оценки.
Комментарии