С появлением частных школ разного направления – образовательных, дополнительных, художественных – возникла конкуренция в сфере образования. Для привлечения контингента каждая стремилась сообщить о каких-то используемых ею инновациях. Чаще всего эти новации обозначены иностранными терминами, что должно свидетельствовать о близости к передовой зарубежной педагогике. Очень скоро волнующая новизна иностранных терминов становилась обыденностью, и появлялись размышления о том, чему учить чадо и о его дальнейшей профессиональной судьбе. Государственная система образования тоже озабочена теми же вопросами. И в результате долгих дискуссий родилась «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».
Органичной составляющей педагогической деятельности должно стать воспитание как первостепенный приоритет в образовании, интегрированное в общий процесс обучения и развития. Важнейшая из них – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Брошенные реформаторами в свободное плавание, мы обнаружили, что каждый из нас по-разному усвоил уроки советской школы. Немногие проявили такие качества, как инициативность и самостоятельность. Они стали олигархами, но ими хуже усвоены уроки гражданской ответственности и правового самосознания. Годы перестройки помогли выявить не только недостатки, но и достоинства советской школы. Она была идеологизирована, но подрастающее поколение не было беспризорным и безнадзорным.
Современная российская школа, взяв курс на модернизацию и выделив в качестве приоритетных воспитательные задачи, может, на мой взгляд, опираться на многое, что было в ее советском прошлом. Например, для детей – летние лагеря труда и отдыха, ССО – студенческие строительные отряды. Появляются и новые программы, продовольственные, транспортные, в которых молодежь в каникулы может подработать. Для многих городских детей, которые, к сожалению, не могут выехать на природу, предложена программа «Мой дом, мой двор». Ребята могут заняться делом по благоустройству собственного дома, двора и заработать. Появится и забота о сохранении сделанного своими руками, и чувство ответственности за наведенный порядок.
В модернизированной системе российского образования важно принципиально изменить стиль взаимоотношений детей и взрослых, родителей и педагогов, школы, социума и органов власти всех уровней.
Назрела необходимость в обновлении содержания учебно-методических семинаров для педагогов, организаторов и руководителей органов образования по технологии гражданского воспитания, социального проектирования и развития ученического самоуправления.
За прошедший период в разных регионах страны накоплен определенный опыт гражданского воспитания подрастающего поколения. Возникла необходимость в систематизации имеющихся результатов и создании информационного банка эффективных технологий в этом направлении.
Параллельно в стране ведется большая работа по обучению учителей новым информационным технологиям и ресурсам, умению найти в интернете все необходимое для образовательного процесса. Занимается проведением такого обучения Федерация Интернет Образования (ФИО).
«Круглый стол» в ФИО
Я заглянула в интернет, чтобы узнать о неизвестной мне Федерации. Вот что прочла на ее сайте: автономная некоммерческая организация – Федерация Интернет Образования (ФИО) создана в апреле 2000 г. и действует в рамках образовательного проекта «Поколение. ru», основная цель которого – содействие информатизации российского образования.
Исходный принцип деятельности ФИО гласит: «Партнерство власти, общественности и бизнеса – основа развития российского образования». Читаю дальше: «За достаточно короткий срок ФИО удалось создать эффективную и устойчивую модель многостороннего партнерства. Ее суть сводится к следующему: генеральный спонсор проекта «Поколение.ru» – НК ЮКОС ежегодно выделяет 10 млн. долларов на осуществление проекта, при этом те регионы РФ, в которых открываются центры интернет-образования, принимают на себя определенную часть затрат по созданию и поддержанию их дальнейшей деятельности, центры создаются на базе ведущих вузов. Таким образом, каждый центр интернет-образования – это совместный проект администрации района, высшего учебного заведения и ФИО. В настоящее время действуют 42 региональных центра интернет-образования, в которых повысили квалификацию 100 тысяч работников общего образования. К 2005 г. будет открыто в общей сложности 50, где будут ежегодно повышать квалификацию более 50 тысяч российских педагогов».
Любопытно было узнать о таких продуктивных шагах на фоне непроглядной «чернухи и развлекухи». Думаю, что информировать население об этих программах и о результатах их реализации было бы нелишним. Пусть по масштабам страны они еще скромны, но и этот позитив сослужит добрую службу. Менталитет российских родителей известен: они терпеливо перенесут любые лишения ради лучшей доли детей. Школы получают компьютеры, дети российской глубинки осваивают новые технологии, а через них и современные знания. В стране ведутся не только дискуссии о путях модернизации, но есть и конкретные дела в создании единой образовательной информационной среды. Хорошо бы об этом сообщать по общественным каналам телевидения и радио, в массовой печати. В нашей жизни важна любая позитивная информация, она увеличивает энергию созидания, помогает выжить в обстановке, когда кажется, что только черные силы вершат свои дела.
Что же касается ФИО, то она находится в постоянном поиске новых, более эффективных путей внедрения информационных технологий в систему российского образования. Вот и на обсуждение упомянутого «круглого стола» была вынесена концепция «Портфолио достижений ученика».
Эксперимент «Портфолио достижений ученика»
Портфолио представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В зарубежной педагогической практике такое коллекционирование используется уже достаточно давно и активно.
Прошел год с того момента, когда совет по профильному обучению Минобразования РФ поручил рабочей группе под руководством Анатолия Пинского подготовить 3-4 варианта учета индивидуальных образовательных достижений учащегося. На разработку было выделено 200 тысяч из федерального бюджета. Готовясь к проведению эксперимента, разработчики сформулировали проблему, с которой сталкивается современная школа – и российская, и зарубежная, в том числе и американская. Стандартная процедура экзаменов, в том числе и в виде тестов, «не позволяет объективно оценивать и зафиксировать многие умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы». Отметили, что за рубежом распространены три типа портфолио: показательный, рабочий, оценочный. В отечественной разработке предложили совершенствовать систему учета учебных достижений.
По замыслу разработчиков они должны храниться в трех разделах:
А) «Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. В нем образовательный рейтинг ученика.
Б) «Портфолио работ». В нем собраны различные творческие и проектные работы ученика, а также описаны основные формы и направления его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Здесь творческий портрет ученика, его интеллектуальная активность, направленность его интересов.
В) «Портфолио отзывов» включает характеристики учителей, родителей, одноклассников, работников системы дополнительного образования и др. Здесь же и письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Эксперимент проходил в 10 регионах России. Республики – Татарстан и Якутия; области – Калининградская, Псковская, Самарская, Челябинская, Кемеровская, Новгородская и Московская, Краснодарский край выделили для участия в нем по 2 муниципальных образования. Предлагаемая технология нацелена на отслеживание индивидуальных образовательных достижений учащихся: официальные дипломы олимпиад, конкурсов, проектные работы и результаты социальных практик.
В эксперименте отрабатывались: 1) структура портфолио и возможная комбинация его разделов; 2) варианты представления итоговых документов; 3) формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы; 4) возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно, родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке; 5) период накопления (сбора) информации (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).
Мониторинг по использованию портфолио охватил 1100 человек (259 педагогов, 857 учащихся). Среди педагогов были представлены специалисты практически по всем предметам, в анкетировании приняли участие школьные психологи, представители администрации. Каков итог?
207 респондентов из 259 учитывают портфолио при комплектовании 10-х классов. При этом в 74% случаев оно используется как составляющая суммарного рейтинга, в 23% – как дополнительная информация. 65% опрошенных отдают предпочтение «Портфолио документов», 17% – используют «Портфолио работ», 15% – руководствуются комплексной информацией из двух ранее указанных портфолио. Наименее востребованным оказался «Портфолио отзывов».
И этого следовало ожидать, учитывая, что два первых раздела имеют аналоги в традиционно ведущемся «личном деле ученика». Что же касается «Портфолио отзывов», то возникает несколько вопросов: Сколько учеников могут его представить? Кто может выступать в роли эксперта? Почему эксперт должен тратить свое время на знакомство с творческой работой ученика и написание отзыва? Еще одна существенная деталь работы эксперта – оплата его труда и кто будет оплачивать ему затраты. Будет ли его отзыв авторитетным для приёмной комиссии?
Задача эксперимента на данном этапе касалась пока только девятиклассников. Материалы «Портфолио девятиклассника» разработчики предполагают в качестве основания при решении вопроса о порядке комплектования 10-х классов. Технологию «Портфолио» предлагается использовать и в процессе гражданского воспитания школьника.
В дальнейшем предполагается разработать «Портфолио выпускника» с целью ликвидировать дефицит информации о выпускнике при поступлении в вуз или трудоустройстве на работу, а также для формирования базы данных о наиболее перспективных из них.
Шаги модернизации
Без сомнения, отечественная система требует совершенствования, но форсировать учет достижений, когда только-только взят курс на модернизацию образования, – это все равно что купить подойник раньше коровы. Но время идет быстро, наверное, будет востребована и система предложенного учета. Еще совсем недавно значительная часть школьников, заканчивая одиннадцатый класс, не имела представления о том, какую работу они хотят выполнять в будущем. Введение в программу курса экономики привело к тому, что старшеклассники стали лучше ориентироваться на рынке труда, интересоваться потребностями и перспективами этого рынка.
Москва
Комментарии