search
main
0

Портфолио

Будущее определяем сами

Перед учащимися восьмых классов в этом учебном году стоит непростая задача – выбрать профиль обучения в старших классах или предметы, которые они будут сдавать в 9‑м классе в качестве предметов по выбору. Чтобы подойти к решению задачи максимально грамотно и системно, школа должна задействовать все возможные на сегодняшний день ресурсы.

Количество инструментов для решения этой задачи с каждым годом растет, так как государство заинтересовано в обучении специалистов с учетом изменяющегося рынка профессий.

 

Активно развивающиеся сферы деятельности в области IT-технологий, медицины, промышленности в настоящее время требуют высококвалифицированных специалистов в тех отраслях, о которых мы раньше даже не слышали. Чтобы стать частью этого быстро меняющегося мира, школа использует весомый ресурс опыта и инструментов. С пятого класса в нашей школе начинается ранняя профилизация обучения: учащимся предложены курсы вне­урочной деятельности, практикумы, факультативы и кружки дополнительного образования.

Выявить интересы и наклонности на раннем этапе помогает и такой ресурс, как портфолио учащегося. В нашей школе созданием системы ученического портфолио учителя занимаются с начала двухтысячных. Так, на панораме воспитательных систем в 2007 году портфолио учащихся и педагогов получили высокую оценку организаторов и участников форума. Несомненно, школа будущего – это школа портфолио.

Сегодня в МЭШ в раздел «Портфолио» автоматически добавляется информация о пройденном этапе олимпиады, статусе участия, набранных учеником баллах. Задумка авторов ясна: любой университет сможет по одному клику узнать интеллектуальный потенциал абитуриента. Именно в этом происходит слияние двух ресурсов – ресурса ранней профилизации и ресурса портфолио – для решения задачи выбора направления обучения и профиля в старшей школе.

Уже в 5‑6‑х классах дети учатся анализировать и осознанно подходить к выбору профиля, так как успехи, отраженные в портфолио, постоянно стимулируют их. Это дает возможность двигаться в выбранном направлении и системно в него погружаться. Творческая активность не только влияет на выбор профессии, но и является мощным инструментом для мотивации и самореализации.

Другими активно развивающимися инструментами для формирования направления обучения являются новый проект «Билет в будущее» и курс занятий «Россия – мои горизонты». Восьмиклас­сники позитивно восприняли формат занятий и активно принимают участие в обсуждениях и различных активностях. Школьники с удивлением узнают о промышленных отраслях, требующихся специалистах, примеряют на себя их профессии. В процессе занятий они развивают коммуникативные навыки и навыки работы в команде, учатся нести ответственность за свой выбор.

Что можно назвать изюминкой работы в данном направлении? Наверное, то, что, принимая участие в этих проектах, осуществляя мониторинг своих интересов и достижений, ребята объединяются в группы по тем направлениям, которые они сами выбрали. В классе явно выделяются группа будущих инженеров, интересующихся математикой и информатикой, медицинская группа и группа, выбирающая направление социальных и гуманитарных наук. Общие интересы – это стимул к решению проблем посредством проектной деятельности, а классный руководитель выполняет роль проводника и консультанта.

Одним из преимуществ нового курса «Россия – мои горизонты», несомненно, являются детально разработанные сценарии занятий, а формы работы отражают интересы современных восьмиклассников. Участие в профориентационном занятии в форме игры «Россия в деле» позволило узнать о том, что такое востребованные сейчас импортозамещение и авиастроение. Знакомство с профессиями данных отраслей расширило горизонты знаний и помогло решить кейс занятия – создание своего предприятия в этих отраслях. В ходе игры было высказано много идей о том, что нужно, чтобы сделать отечественную экономику независимой от иностранных поставщиков, как совершенствовать качество и конкурентоспособность наших товаров на мировом рынке. Идея причастности к этому глобальному процессу усилила мотивацию получить инженерную профессию и укрепила навыки работы в команде.

Большую помощь в работе классного руководителя в профориентационном направлении оказывают родители. Они, как никто другой, понимают важность выбора современной и востребованной профессии, поэтому активно помогают своим детям развиваться в олимпиадном движении, проявляют гражданскую активность, поддерживают экскурсионную деятельность, контролируют ребят и помогают им пополнять в МЭШ портфолио.

Таким образом, воспитательная система класса строится в этом учебном году при поддержке мощных ресурсов: задача выбора профиля решается в глобальной системе Московской электронной школы, Всероссийского проекта «Билет в будущее» и курса «Россия – мои горизонты». Планируемыми результатами этой деятельности являются осознанно выбранные предметы на ОГЭ, профиль обучения в старших классах, а также знакомство с будущей востребованной профессией.

Ирина ЛУДАНИНА, учитель английского языка, классный руководитель 8‑го класса школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте