Взаимодействие профессионального образования и реального сектора экономики заключается в том, что каждый курс (год обучения) должен обеспечивать работнику “образовательную прибавку” к его годовым или пожизненным доходам. Многочисленные исследования западных экономистов показывают, что размер такой прибавки колеблется от 5 до 15%. Получение дохода по результатам профессионального образования признается мощным фактором мотивации личности к участию в программах долевого финансирования профессионального образования. Наращивание инновационного потенциала системы НПО, ее функциональных возможностей позволило сделать выбор в пользу создания на базе ведущих учреждений НПО ресурсных центров (РЦ). Это не отдельный тип или вид УПО. Ресурсные центры – это достижение нового качества профессионального образования на основе концентрации ресурсного обеспечения.
В Институте развития профессионального образования проведены исследования по формированию в новых условиях учебно-производственной профессиональной инфраструктуры НПО – совокупности организационных взаимодействий между субъектами образовательной политики в выработке системы оценки качества профессионального образования. Сформулированы цели ее создания, понятийный аппарат, разработаны условия повышения эффективности профессионального обучения в условиях конкурентной образовательной среды.
Как показало наше исследование, проектирование инфраструктуры должно осуществляться по следующим направлениям:
– создание условий для занятия освободившегося поля внутрифирменной подготовки персонала, прежде всего по рабочим профессиям;
– модернизация устаревшей материально-технической базы УНПО на основе договора-контракта с работодателями по безвозмездному пользованию оборудованием;
– формирование перспективных образовательных потребностей, адекватных социально-профессиональной стратификации общества.
Учебно-производственная инфраструктура стимулирует “встраивание” личности в сферу профессиональной деятельности, обеспечивая наибольшую полноту набора выполняемых производственных функций. Создание территориальной инфраструктуры включает в себя следующие структурные элементы:
ресурсный центр как организационное ядро инфраструктуры;
комплекс нормативно-правового обеспечения создания звеньев инфраструктуры;
комплекс некоммерческих организационных структур на базе НПО (учебные фирмы, учебные хозяйства, учебные производства и т.п.);
комплекс кадрового обеспечения профильной деятельности (рекрутинговые, кадровые, консалтинговые службы содействия трудоустройству);
территориальная информационная сеть открытого доступа как средство информационного горизонтального обмена между УНПО.
Необходимым условием эффективного управления системой НПО определен институт социального партнерства. Предложены рыночные механизмы взаимодействия социальных партнеров на основе процедуры заключения договора-контракта. Ключевым моментом построения системы социального партнерства явилось разграничение групп интересов на основе разделения стандарта на образовательный и профессиональный, а также разработка механизма их согласования и реализации. Мотивированность социальных партнеров к взаимодействию с профессиональным образованием возрастает по мере конкуренции как метод сокращения затрат на подготовку персонала. Создаются как отраслевые агентства, которые самостоятельно осуществляют полный цикл профессионального обучения, разрабатывая все методическое обеспечение (опыт Дании), так и государственные структуры, финансируемые правительством (опыт Франции). Профессиональное обучение, как самая дорогостоящая компонента профессионального образования, вводится на возможно более поздних стадиях, после процедуры селекции наиболее мотивированной части обучающихся (опыт США, Англии).
Полученные в ИРПО результаты исследования позволяют разграничить цели, функции, ответственность, потенциал общественных и государственных органов в управлении профессиональным образованием. Преодоление сложившихся в науке и практике стереотипов по консолидации “общественно-государственных форм” управления приводит, по нашему мнению, к вытеснению именно общественной компоненты. Функционирующие в НПО общественно-государственные структуры управления по своему должностному составу участников, механизму создания и деятельности, приоритетам интересов, организационной структуре в большей степени соответствуют корпоративному управлению.
Логика модели “переходной децентрализации” управления и появления общественной компоненты в профессиональном образовании позволяет определить следующие ее характеристики:
а) децентрализация управления предполагает появление многоканальности финансирования, ибо финансирование взаимосвязано с управлением: больше централизация – больше одноканальность;
б) появление нескольких равнозначительных центров (субъектов) управления, а не одного центра. Центры управления возникают на фундаменте заказа;
в) множественность социальных заказов в НПО предполагает использование методов гармонизации интересов субъектов заказов в целях предупреждения конфликта интересов (заказов);
г) потенциал управления общественных структур (попечительского совета, советов УПО, советов социального партнерства и т.п.) предполагает разграничение прав, полномочий, ответственности. Только при таком подходе он может реализоваться;
д) множественность векторов развития предполагает и множественность темпов, разную результативность функций управления.
Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития НПО, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
введение нормативного бюджетного финансирования НПО с учетом реализации образовательного стандарта и необходимых условий образовательного процесса;
стимулирование многоканальности финансирования НПО на основе соучредительства, переход к финансированию УНПО на контрактной основе;
обеспечение прозрачности финансовой деятельности УНПО, повышение их финансово-экономической ответственности.
В ИРПО разработаны и одобрены Экономическим советом Минобразования РФ подходы, принципы, структура, понятийный аппарат и методика расчета норматива подушевого финансирования. Норматив бюджетного финансирования должен иметь трехкомпонентную структуру:
1) тарифный грант (норматив финансирования из бюджетов разного уровня образовательной программы НПО);
2) социальный грант (норматив финансирования из социальных бюджетов разного уровня адресного социального обеспечения учащихся НПО);
3) базовый грант (норматив финансирования содержания имущественного комплекса и коммунальных расходов из бюджета учредителя).
В основе тарифного гранта – дифференциация стоимости образовательной программы (стандарта) по укрупненным группам профессий. Разработана гипотеза кластера профессий, под которым мы понимаем способ группировки профессий по общим признакам фактических затрат. Кластерный подход становится актуальным в связи с сокращением возможностей УПО по привлечению внебюджетных источников финансирования. Эффективность рыночной ориентации должна определяться по критерию доходности реализации образовательных услуг (образовательных программ). Объемы привлеченных доходов определяются портфельным перечнем видов образовательных услуг. Тем самым формируется канал “портфельных инвестиций”, т.е. объем финансовых средств от количества (“портфеля”) образовательных услуг. В ходе исследования были определены 10 портфельных групп образовательных услуг для этого сектора. Каждая группа решает свой круг задач как в привлечении новых категорий потребителей, так и в оптимизации финансовых результатов деятельности УНПО. В отечественной литературе по экономике профессионального образования такие портфельные группы для сектора НПО определены впервые. Они представлены в таблице.
Сдерживающим фактором развития учреждений НПО является недостаточная разработанность их воспитательных функций. В ИРПО разработаны рекомендации по определению стоимостных параметров базовых воспитательных функций, что позволяет ответить на вопрос: сколько стоит подготовка и проведение родительского собрания, классного часа, выпуск групповой газеты, организация досуговых мероприятий и т.п.? Реализация направлений модернизации НПО предполагает запуск этих механизмов.
Михаил НИКИТИН,
заведующий лабораторией экономики и управления Института развития профессионального образования
Комментарии