search
main
0

Порознь или вместе?

Для науки и практики деятельность Ресурсного центра «Девочки и мальчики» представляет интерес по нескольким основаниям. По определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) стали одной из главных проблем ХХI века. В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни – в политику, экономику, культуру, образование. Приступив к работе над такой темой, психолого-педагогический коллектив Ресурсного центра «Девочки и мальчики» столкнулся с определенными трудностями. Одним из спорных вопросов был вопрос о том, как лучше осуществлять эту работу – когда девочки и мальчики воспитываются порознь или вместе?

Татьяна ДОРОНОВА, научный руководитель Ресурсного центра «Девочки и мальчики», кандидат педагогических наук, профессор:

Ознакомившись с работами отечественных и зарубежных ученых, мы пришли к выводу, что в науке нет единого мнения по этому вопросу. Одни ученые считают, что девочки и мальчики очень разные, поэтому их надо воспитывать раздельно. Другие, наоборот, придерживаются иного мнения и убедительно доказывают, что в дошкольном детстве очень важно, чтобы девочки и мальчики находились в одной группе и имели возможность для постоянного взаимодействия. Общаясь, играя и занимаясь вместе, дети приобретут опыт делового сотрудничества и смогут лучше узнать друг друга. Так что же лучше – порознь или вместе?

В России наблюдаются единичные случаи создания в дошкольных образовательных учреждениях групп, в которых отдельно воспитываются девочки и мальчики. Но еще никому не удалось убедительно доказать преимущества раздельного воспитания детей в дошкольном детстве. Попытки исследовать этот вопрос при раздельном обучении детей в школе также не увенчались успехом. Например, в 2005 году американское правительство инициировало проведение широкомасштабного исследования по этой проблематике, но оказалось, что полученные данные несопоставимы и не позволяют сделать объективные выводы. Дело в том, что раздельное обучение осуществлялось преимущественно в религиозных и частных школах, в которых учатся дети обеспеченных родителей. Следовательно, эти школы лучше оснащены материалом и оборудованием, там лучшие учителя, так как они получают более высокую заработную плату, маленькая наполняемость классов. В результате анализ успеваемости детей в школах с раздельным и совместным обучением оказался неубедительным.

Вместе с тем исследования, проведенные английскими, голландскими и австралийскими учеными, позволили установить, что существенный положительный момент не разделение мальчиков и девочек по отдельным школам и классам, а дифференциация их на уроках по интересующим их предметам. Для мальчиков разрабатывали специальные курсы естественно-математических и технических дисциплин, а для девочек – гуманитарные. Это также оказалось не вполне целесообразно, так как при этом нивелируются индивидуальные особенности девочек, которые могут интересоваться математикой, и мальчиков, которые любят литературу.

Во взрослой жизни от девочки потребуется проявление не только женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решительности, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках также нельзя воспитывать только мужественного и смелого воина. Ведь мужчины – это не всегда военные. Они еще и представители других профессий – врачи, ученые, изобретатели, строители, инженеры, учителя. Кроме того, современная действительность требует от мужчины терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь и даже взять на себя определенные обязанности в помощи по дому, по уходу за детьми. Поэтому педагоги и родители должны, сохраняя индивидуальность ребенка, содействовать накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей. Очевидно, что решение этой задачи наиболее целесообразно осуществлять не при раздельном воспитании девочек и мальчиков, а тогда, когда в процессе совместной деятельности (игровой, продуктивной) дети имеют возможность погрузиться в вариативность гендерного репертуара. Например, в игре врачами могут быть и девочки, и мальчики.

Для воспитания девочек и мальчиков очень важны взаимопонимание, взаимоуважение, дружба между детьми разного пола именно в дошкольном детстве. Отсутствие опыта построения партнерских, дружеских взаимоотношений очень часто приводит к появлению в начальной школе многочисленных конфликтов между девочками и мальчиками, что отрицательно сказывается на отношении ребенка к школе и его личностном развитии. Поэтому важно в дошкольном детстве сформировать умение детей взаимодействовать с представителями противоположенного пола, что будет первым важным шагом к появлению партнерских взаимоотношений между девочками и мальчиками, в появлении взаимопонимания в отношениях между детьми.

В результате длительной и кропотливой работы всех участников Ресурсного центра удалось установить, что эффективность воспитания детей с 3 до 7 лет с учетом их гендерных особенностей (в дошкольном образовательном учреждении и семье) будет успешной, если решение этих вопросов обеспечить комплексом следующих организационно-педагогических условий:

– содействовать повышению у педагогов и родителей гендерной компетентности;

– разработать технологии, направленные на формирование у детей гендерной принадлежности;

– провести работу по организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты свидетельствуют о том, что мы сделали правильный выбор. В дошкольном образовательном учреждении девочки и мальчики могут успешно воспитываться вместе, если у родителей и воспитателей сформирована гендерная компетентность, которая позволяет нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации и сознательно готовить детей к выполнению социальных ролей.

Результаты диагностики убедительно показали, что проведение целенаправленной работы по созданию ситуаций выполнения гендерных ролей в процессе образовательной деятельности, в общении, в игре способствует формированию у детей гендерной идентичности.

Нам удалось установить, что при знакомстве детей с произведениями художественной литературы, в игре и других видах детской деятельности можно создать условия для нахождения детьми личностных смыслов в идеальном образе мужчины и женщины, сформировать у девочек и мальчиков стремление действовать в своей жизни в соответствии с этими идеалами, справляться с жизненными обстоятельствами, адаптироваться к окружающей среде в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами.

Особых успехов участники Ресурсного центра добились в создании предметно-развивающей среды. Продвижение в дошкольную педагогику гендерного подхода потребовало иного взгляда на построение среды группового помещения. Предметно-развивающая среда для девочек и мальчиков на каждом возрастном этапе должна меняться, должен быть пересмотрен процент игрового оборудования, ориентированный на детей обоего пола. Например, начиная с пятого года жизни в группе должно быть увеличено количество наглядного, раздаточного, демонстрационного, игрового и конструктивного материала для совместных игр детей разного пола.

В настоящее время все участники Ресурсного центра «Девочки и мальчики» продолжают трудиться над разработкой сложных, но очень интересных вопросов, связанных с воспитанием детей с учетом их гендерных особенностей. Хочу надеяться, что наш скромный труд принесет пользу в решении гендерных вопросов педагогами дошкольных образовательных учреждений Москвы и родителями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте