search
main
0

Поражение или победа?

Фрагмент урока в 8-м классе на тему «Крымская война»

К 1818 г. в Пруссии был впервые введен общий таможенный тариф, а затем она стала заключать договоры о единой таможенной границе с другими немецкими государствами. К началу 1834 г. новый объединил 18 государств, Пруссии принадлежала в нем ведущая роль. На дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, сняли препятствия для свободной перевозки грузов. Проигнорировали государства, имевшие выход в Северное море и извлекавшие основную прибыль от торговли с Англией.

Цели урока

I. Образовательная:

а) знакомство с новым материалом;

б) продолжение работы по формированию навыков (анализ источника, самостоятельный поиск необходимого материала, работа в группе);

в) закрепление знаний и умений (ранее изученный материал, умение задавать проблемные и фактические вопросы).

II. Воспитательная:

а) воспитание мировоззренческих понятий (причинно-следственные связи в окружающем мире, о познаваемости окружающего мира и человечества);

б) нравственное воспитание.

III. Развивающая:

а) развитие навыков и умений (составление схем и план-конспектов, классификация, обобщение, формулировка выводов по изученному материалу);

б) развитие самостоятельности мышления и интеллекта;

в) развитие грамотной устной речи;

г) развитие умения выступать перед аудиторией.

План урока

1. Организационная часть (5-6 минут).

2. Работа с руководителями групп (5-10 минут).

3. Самостоятельное изучение европейских революций (10-15 минут).

4. Обсуждение возможных путей развития политической ситуации в Европе в 50-х годах (10-14 минут).

5. Изучение внешней политики России во второй четверти ХIХ века (10 минут).

6. Обсуждение причин и поиск повода к началу Крымской войны (10-15 минут).

7. Изучение хода, этапов и театров военных действий в Крымской войне (10 минут).

8. Оценивание работы учащихся и завершение урока (5 минут).

Оформление доски и класса

Тема урока.

Карты: «Европа в первой половине ХIХ века», «Российская империя в первой половине ХIХ века».

Хронологическая лента времени (без проставленных событий и фактов).

Таблички с основными датами и событиями (с их помощью впоследствии оформляется хронологическая лента).

Выставка рисунков «мундиров русской армии времен Крымской войны» и портретов политиков и полководцев периода правления Николая I.

В кабинете парты расставлены для работы групп политиков (Россия, Британия, Франция, Турция); есть стол переговоров и места для работы экспертной группы (приглашенных учителей).

Ход урока

1. Организационная часть.

Объяснение ученикам целей и задач урока, рассказ о новой форме работы. Формирование рабочих групп и раздача материалов, визиток специалистов. На визитке изображен флаг государства (России, Британии, Франции, Турции) и написано название специалиста (руководитель, дипломат, разведчик, экономист, военный, эксперт). Ребята сами формируют группы и распределяют обязанности, самостоятельно приглашают учителей-экспертов. Страну для группы определяет учитель с учетом способностей учащихся.

Задачи специалистов:

Руководитель: организует работу группы; представляет интересы государства на переговорах; принимает окончательные решения за группу.

Экономист: дает детальный анализ тех или иных действий и их возможных последствий для государства; защищает интересы народа как основного налогоплательщика; предоставляет информацию об уровне развития техники.

Разведчик: организует сбор информации из различных источников по интересующим группу вопросам (единственный, кто может работать с учебником).

Дипломат: организует работу по поиску союзников; дезинформирует другие страны; анализирует внутреннюю ситуацию в стране, интересующую правительство.

Военный: разрабатывает планы военных действий; анализирует ситуацию во время войны.

Эксперт: наблюдает за работой группы (допускается оказание помощи).

Группам сообщается, что через 2 минуты их руководитель будет представлять страны на международных переговорах. Группа должна приготовить пять вопросов для руководителя страны-соперника. Руководители садятся друг против друга и задают по пять вопросов (Россия – Турция, Франция – Британия), команды в это время ищут ответы на поставленные перед руководителями вопросы и при необходимости приходят на помощь. Ответы команд и руководителя позволяют получить полный или неполный (при неумении ответить на поставленный вопрос) пакет документов по европейским революциям.

Пример пакета по теме «Революция в Германии»

Экономическое развитие Германии.

К 1848 г. Германия оставалась аграрной страной. Многие города несли на себе отпечаток средневековья – жизнь текла неторопливо и население редко превышало 4-5 тысяч жителей.

Реформы, проведенные Наполеоном в германских государствах, сыграли на руку дворянам – при освобождении от крепостной зависимости крестьяне вносили огромные выкупные платежи.

Внедрение капиталистического уклада в сельское хозяйство шло по мучительному для крестьян пути, так как почти всюду господствовало феодальное землевладение. В начале ХIХ в. в стране стали строить первые фабрики, однако преобладало ремесленное производство. На низкие темпы развития экономики влияло и плохое состояние транспорта.

Но время брало свое. Открывались первые текстильные фабрики. Самыми развитыми районами в экономическом отношении стали области среднего течения Рейна – рейнско-вестфальские провинции Пруссии, богатые залежами угля и железной руды. Первые паровые машины появились здесь уже в 20-е гг. ХIХ в. К началу 40-х гг. Бохум и Эссен превратились в крупные центры угольной и металлургической промышленности.

Крупнейшим торгово-промышленным центром Германии к концу 40-х гг. стала столица Пруссии Берлин, город с четырехсоттысячным населением. В нем сосредоточилось 2/3 всего машиностроительного и ситценабивного производства Пруссии и существовали современные фабрики.

К середине ХIХ в. промышленный переворот в Германии только начался. По числу паровых двигателей страна намного уступала Англии и Франции.

Таможенный союз

К 1818 г. в Пруссии был впервые введен общий таможенный тариф, а затем она стала заключать договоры о единой таможенной границе с другими немецкими государствами. К началу 1834 г. новый Таможенный союз объединил 18 государств, Пруссии принадлежала в нем ведущая роль. На дорогах Северной Германии уничтожили шлагбаумы, сняли препятствия для свободной перевозки грузов. Проигнорировали Таможенный союз государства, имевшие выход в Северное море и извлекавшие основную прибыль от торговли с Англией.

Создание Таможенного союза расширяло внутренний рынок и подготавливало объединение Германии под руководством Пруссии.

Главная проблема – объединение страны

К весне 1848 г. Германия была раздроблена на 38 самостоятельных государств. Между 20 государствами продолжали существовать таможенные границы, и перевозка через них товара стоила дороже, чем его доставка в Америку.

Германская либеральная буржуазия требовала созыва общегерманского сословного представительства, укрепления и расширения Таможенного союза, уничтожения юнкерских привилегий. Вопрос об объединении страны был главным в политической жизни немцев.

Экономический кризис, о котором вы уже знаете, тяжело отразился на положении немецкого народа. В 1847 г. правительственная казна в Пруссии была пуста. Король Фридрих Вильгельм IV был вынужден созвать ландтаг (собрание сословных представителей), в основном состоящий из дворян, чтобы получить деньги.

Обращаясь к собравшимся, король заявил: «Я никогда не соглашусь, чтобы между нашим господом на небесах и нашей страной вторгся… исписанный листок бумаги» (конституция). Собрание в кредитах отказало и было разогнано.

Март 1848 г. в Берлине. Известия о революционном взрыве во Франции и Италии ускорили восстание в Берлине. 18 марта в городе были воздвигнуты баррикады. Ударил набат, и из городских предместий к центру Берлина двинулись тысячи рабочих и ремесленников. В уличных боях с королевскими войсками приняли участие также студенты, служащие и даже состоятельные бюргеры. Восстание в Берлине победило. Король вывел войска из столицы и дал согласие на создание национальной гвардии.

Победой завершились восстания во многих германских государствах.

В некоторых районах в революционную борьбу включились крестьяне. Они осаждали замки, отказывались платить налоги и выполнять феодальные повинности, рубили господские леса и охотились в барских заповедниках. На юго-западе страны крестьяне добились отмены феодальных прав.

Франкфуртский парламент

18 мая 1848 г. под звон колоколов и гром пушечного салюта в соборе св. Павла во Франкфурте-на-Майне открылось первое заседание избранного населением всей Германии общегерманского парламента – Франкфуртского национального собрания.

Депутаты парламента выработали проект общегерманской конституции, провозглашавшей демократические права граждан. Императорский трон предложили прусскому королю, но Фридрих Вильгельм IV высокомерно отказался, заявив, что не желает «поднимать корону из грязи».

В июне 1849 г. потерявший авторитет парламент был разогнан. В декабре король приказал разогнать и прусское Национальное собрание, созданное после мартовских событий.

И все же Фридрих Вильгельм IV издал указ о «даровании» сверху конституции, закреплявшей сословный строй и право veto короля, вводившей ограниченное высоким имущественным цензом избирательное право.

Революция в Германии закончилась поражением, она не объединила немецкие государства, но и не прошла бесследно. Господствующие круги пошли на проведение социально-экономических преобразований, способствовавших развитию капитализма.

3. Самостоятельное изучение европейских революций.

Группы получают задание изучить полученные документы и ответить на проблемные вопросы.

Определите, какой характер носили европейские революции 1848-1849 годов: национально-освободительный или антимонархический.

Каковы основные причины революций?

Что вы знаете о польском восстании 1830 года?

Экономист каждой команды по выбору учителя дает полный ответ по революциям во Франции, Германии, Италии, Австрийской империи.

4. Обсуждение возможных путей развития политической ситуации в Европе в 50-х годах ХIХ века.

Обсуждение командами возможных путей развития внешней политики их государства (при необходимости дипломаты ищут союзников; они могут проводить переговоры с заинтересованными лицами и организовывать встречи специалистов за столом переговоров).

Какие основные цели во внешней политике может поставить перед собой их государство?

Как возможно решить поставленные перед государством внешнеполитические задачи?

Дипломаты дают ответы на поставленные вопросы (устные доклады).

5. Изучение внешней политики России во второй четверти ХIХ века.

Привлекая знания учащихся, учитель рассказывает о внешней политике России (используются карта и ответы учеников по ранее изученному материалу). Особое внимание учеников привлекается к рассуждениям о возможном решении той или иной проблемы (одновременно происходит заполнение хронологической ленты с помощью карточек).

6. Обсуждение причин и поиск повода к началу Крымской войны.

С помощью военных специалистов уточняются военные способности воюющих государств и рассматривается возможное взаимодействие этих стран. Выясняются и записываются в тетради основные причины Крымской войны:

– стремление Британии и Франции не допустить укрепления позиций Российской Империи на Балканском полуострове;

– стремление России получить контроль над черноморскими проливами;

– недооценка Николаем I вероятности создания антирусской коалиции;

– быстрое развитие промышленности европейских стран и начало колониальных завоеваний.

С помощью разведчиков происходит поиск материала о создании дипломатами повода к развязыванию Россией Крымской войны и последующем вступлении в нее Франции и Британии.

7. Изучение хода, этапов и театров военных действий в Крымской войне.

Учитель рассказывает и демонстрирует на карте ход военных действий.

Станислав СИНЦОВ, учитель истории гимназии №4 Норильска, участник конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте