Старшее поколение помнит популярную в свое время песню «С чего начинается Родина?». Стремительно меняются время и технологии, но неизменной остается важность первого опыта полезного действия, поступка, инициативы, пусть совсем небольшой. Самостоятельно сделанная кормушка для птиц, помощь бабушке из соседнего подъезда, работа в команде над интересным проектом, первая роль в школьном спектакле, первые аплодисменты зрительного зала – все то, что позволяет быть значимой частью целого – семьи, общества, страны.
Национальный воспитательный идеал не утопическая мечта о будущих поколениях, а реально действующая здесь и сейчас программа воспитания, разработанная и реализуемая в каждой школе Российской Федерации.
Первый год реализации программы воспитания в школах межрайонного совета директоров №27 уже показал свои результаты – промежуточные итоги приобретения школьниками знаний и опыта полезных и значимых дел.
Личность формируется в процессе деятельности. Это аксиома воспитания. Занятость дополнительным образованием, деятельность в активно функционирующих школьных медиацентрах, формирование навыков осмысленного чтения и критического отношения к информации, игра в школьных театральных постановках, спортивные праздники, походы, экспедиции, экскурсии, сознательный выбор будущей профессии, школьные музеи, экологические акции, опыт первых успехов и признания – таков далеко не полный набор педагогических инструментов организаторов воспитания в школах межрайонного совета директоров №27.
А базой для воспитания нового поколения всегда является опыт предыдущего. Пионерская организация для миллионов россиян старшего возраста была площадкой формирования личности, нравственного и деятельностного становления, значимым воспоминанием школьного детства.
И на смену пионерским организациям сегодня приходит зарождающееся общероссийское движение школьников – это волонтеры, активисты, юнармейцы – неравнодушные, талантливые, творческие. Именно такими мы хотим видеть наших последователей – активными, знающими, чувствующими, едиными, умеющими рассуждать и говорить о важном.
И конечно, в воспитании особенно важно единство ценностей и смыслов, которые ребенок обретает и в школе, и в семье, и в окружающей действительности, в жизни своего района и города. Поэтому воспитывающие задачи школы значительно шире. Это не только воспитание детей, но и воспитание ответственного родителя, формирование единого воспитательного пространства в тесном взаимодействии с семьей, социальными партнерами школы, управляющими советами, ветеранами педагогического труда, позиционирование школы как центра образовательной, культурной и спортивной жизни района.
Процесс обучения, как правило, всегда активный процесс, имеющий определенные время и место, тогда как воспитание осуществляется постоянно. В том числе и пассивно – через, казалось бы, случайные, мимолетные, но такие важные для становления и взросления человека впечатления.
Воспитательный потенциал школы – это не только классные руководители и классные часы, события и мероприятия школьной жизни, это и ухоженные клумбы на школьном дворе, и культура общения в родительских чатах, и педагогическая этика, и эстетика оформления класса, школьной столовой, рекреации, холла.
И когда реликвия твоей семьи занимает место в школьном музее, ты разработал вместе с одноклассниками экскурсионный маршрут по твоему району, взрослые поддержали твою инициативу и на территории твоей школы установили памятный камень подвигу москвичей, защищавших твой город, и над ним теперь развивается триколор, тогда ты ощущаешь себя гражданином огромной страны, ответственным за ее прошлое, настоящее и будущее.
Школьные годы не только подготовка к жизни, они и есть часть жизни, формирующая личность, во многом определяющая дальнейшую судьбу и жизненный путь. Это пора взросления и становления гражданина России здесь и сейчас.
Максим ИВАНЦОВ, директор школы №814, председатель межрайонного совета директоров №27
Комментарии