search
main
0

Пора трамплинов. Помешать или поддержать? Взрослый может все

За интересные детские сады выступают все. Но как дошкольные учреждения сделать таковыми? Диалог о стандарте сделал это возможным, поддержав инновационные начинания. Так считает специалист в области образования, руководитель образовательных проектов Всемирного банка Тигран ШМИС.

– Тигран Гамлетович, как бы вы оценили стандарт дошкольного образования – это уникальное российское явление или он основан на каких-то конкретных примерах мировой практики?- Стандарт в разной форме существует в разных странах. И Россия не осталась в стороне, а адаптирует свои структуры к тому, что сейчас происходит в мире. Но дело в деталях: в чем, собственно, суть стандарта, как он написан, на что он смотрит или что он регулирует.- А что обычно требуется урегулировать «у них»?- В дошкольном образовании ожидания могут быть самые разные. Это самый вариативный уровень образования с точки зрения подходов, регулирования и финансирования. И в некоторых странах прослеживается динамика изменения отношения к нему. В Великобритании какое-то время назад была популярна идея раннего тестирования. Британцы активно экспериментировали с этим, ожидая, что дети к четырем годам будут уже хоть немного уметь считать, писать, связно разговаривать, предъявляли они определенные требования и к физическому развитию. Итогом служило тестирование. Тестируемый должен был распознать какую-либо картинку, расставить правильно, совершая легкие математические действия, например, динозавриков, прокомментировать их действия. За последние пять лет страна отказалась от этой практики полностью. Прямое тестирование убрали, но ожидания к достижениям ребенка остались.- Каким образом на них можно опираться?- По сути, стандарт должен регулировать, что обеспечивает образовательное учреждение для прогресса детей. Портфель персональных достижений есть у каждого дошкольника, и когда он переходит в школу, его «досье» переходит с ним вместе. Педагог видит, что выпускник детсада умеет в таком-то направлении, а что – в другом, и может заранее продумать, какие особенные мероприятия или упражнения необходимы конкретно этому ребенку. Сейчас получается, что важно обсуждать не готовность ребенка к школе, а то, готовы ли образовательные учреждения принять детскоцентрированную политику обучения.- Это возможно?- В Финляндии переход из детского сада в школу происходит весьма мягко. В первый год оценок детям не выставляют, зная, что они адаптируются. Переход к учебе по программе происходит медленно.- Поможет ли стандарт дошкольному образованию?- Стандарты нужно понимать и применять правильно. Слово «стандарт» немного пугает, потому что мы его традиционно воспринимаем как некий обязующий документ, по которому непременно будут приходить проверять и наказывать. А ведь если брать во внимание, например, англосаксонскую модель, то для них стандарт – минимальная система требований, которую нужно обеспечить, это минимальный уровень, которому надо соответствовать.- Наверное, поэтому в России бытует мнение о том, что школьное образование там слабее нашего…- Этот тезис находит только частичное подтверждение в международных испытаниях школьников. Наша начальная школа показывает высокие результаты, однако к выпуску эти результаты стремительно ухудшаются. Так, если по тесту PIRLS (чтение и понимание текстов) российские четвероклассники занимают первые места, а по тесту TIMSS (математика и естествознание) школьники этого же возраста находятся в верхней десятке, то к девятому классу по тесту PISA российские школьники уже показывают результаты ниже средних значений. Вообще тематика достижений учащихся очень богата, но наш разговор был о стандарте дошкольного возраста.Чаще всего системы образования передовых стран стимулируют, чтобы минимальный уровень (если он задан) превышался. Чтобы образовательные учреждения предлагали более широкую программу, более интересные материалы, ресурсы. Ниже невозможно, выше – пожалуйста. Происходит это потому, что у них образование может быть не только общественным институтом, но может находиться и в частном ведении. В Великобритании финансируют не систему дошкольного образования, а семьи. Там средства государство дает в виде ваучеров родителям, которые могут их обналичить не материально, а в виде услуги на рынке предложений. Рассматриваются и частные детские сады, и некоммерческие (не приносящие доход), и церковные. Для того чтобы отслеживать уровень качества в этой системе, требуется минимальный уровень. Это то, что нужно государству, оно финансирует, но хочет быть уверено, что за деньги, которые оно дает, услуга была качественная. И люди это понимают. Недавно я слушал выступление представителя Новой Зеландии про рамки и стандарты. У них есть национальные рамки (государственные приоритеты), а дальше к ним еще и стандарты.- Можно себе представить, чтобы в России мало того что ввели стандарты, так еще и рамки в придачу?!- Да, но у нас представление о таком подходе будет особым, в этих рамках и стандартах сразу будет написано все, никакой свободы творчества для детского сада уже не останется. «Вот дети у нас умеют считать до ста, умеют разговаривать, общаться». – «Ну здорово!» – скажут проверяющие и уйдут глубоко удовлетворенные. И ведь все пособия под такие рамки и стандарты будут написаны. В других странах эти стандарты и рамки воспринимаются по-другому, они лишь задают желаемые, ожидаемые результаты, они помогают определить, в каких направлениях система должна развивать ребенка. Полномочия органов поддержки и надзора при этом, конечно же, не федеральные, а муниципальные. В Америке до сих пор не было единой системы, только в последнее время была разработана инициатива по единым требованиям государства, и каждый штат может участвовать, а может и не участвовать в этом. Те штаты, которые участвуют, стараются свои стандарты адаптировать под общие договоренности. В других странах используют так называемый национальный курикулум (curriculum) – формат, при котором государство определяет некоторые ожидания от системы и в некотором смысле формирует то, как будет оказываться воздействие на услуги дошкольного образования для ребенка в детском саду. То есть практики, которые там применяются. В Баварии есть национальный курикулум, который описывает направления, лучшие практики, как может быть устроена развивающая среда, то есть приводит лучшие практики, а не долженствования. Взяв какой-либо европейский стандарт, можно в нем прочитать, что детский сад должен обеспечить место для игры, для питания, для прогулок, но там не будет написано, что детский сад должен обеспечить комнаты, в которых будут игровая, спальня, буфетная, и вообще сколько этому детскому саду положено комнат и пространства в квадратных метрах и люменах. Там обычно отмечают что, а не как.- А можно где-нибудь найти рекомендации, сколько детей должно быть в группах? И кто регулирует нормы самого курикулума?- В лучших практиках ОЭСР отмечено наиболее оптимальное соотношение детей к воспитателю (примерно 13-16 детей на одного взрослого). Но, по-моему, размер группы при таком спросе в России ограничивать очень дорого. При большем количестве детей практичнее было бы не дробить их, а добавлять воспитателей. По пожеланиям при благоприятных условиях лучше, чтобы группа была небольшой. Но есть финансовые ограничения, с которыми пытаются справиться регионы.Датскую систему дошкольного образования регулирует национальный курикулум закон. Там есть закон о дошкольных образовательных учреждениях. Там заданы шесть направлений развития: личностные навыки, социальное общение, язык, природа и природные явления, тело ребенка и движения, спорт, культура и культурные ценности. При этом там подробно описывается, что для них важно. Это взаимоотношения родителей с дошкольными учреждениями. В законе прописываются даже такие вещи, что родители большинством голосов могут решить, будут они сами обеспечивать детей едой или это берет на себя садик, но тогда они вынуждены будут за это заплатить. Это является частью государственного стандарта.Большинство стран в своих стандартах ориентируются прежде всего на социальные, а не на когнитивные умения детей. И Россия сегодня находится в тренде.- Многое хочется изменить?- Мы сейчас ведем два больших проекта. В Республике Саха (Якутия) готовится большой инвестиционный проект, который призван развить всю систему дошкольного образования. Кроме инфраструктуры, которая также весьма важна, планируется строительство порядка 80 (может, будет больше) детских садов. Это будут абсолютно новые инновационные учреждения с точки зрения организации, среды внутренней и внешней. И целый ряд таких направлений, которые позволят развивать альтернативные формы дошкольного образования, – это семейный детский сад, частный, государственно-частное партнерство. Это проект инновационного развития дошкольного образования Республики Саха. Мы пытаемся делать инновации как в архитектуре, так и с точки зрения подходов к управлению системой. В Якутске мы будем апробировать современную модель, подобно той, которая существует в Дании, Швеции, Италии, когда управление детскими садами осуществляется не директором-заведующей. То есть в детском саду есть педагогический лидер, который отвечает только за то, что делается с детьми, за методику преподавания, а управляет 50 садами мобильная группа из 10-12 менеджеров. В их ответственности будут наем сотрудников, обеспечение всех систем, снабжение. Это сделает систему более гибкой и оперативно реагирующей. Конечно, это отход от традиционного представления, причем это представление очень долго поддерживалось англосаксонской системой, так как они считают, что руководитель любого учреждения – это чуть ли не собственник вотчины. Пожалуй, когда это частная организация, это имеет смысл, а когда государственная, и практика этих европейских стран уже доказала это, то такая управленческая структура оказывается более эффективной. При возможности управлять энным количеством детских садов менеджер в состоянии перераспределять сотрудников, реализовывать более эффективную политику, и зарплата, безусловно, у него будет больше, чем зарплата руководителя в отдельном учреждении.- Предусмотрена ли подготовка работников детских садов к новым условиям?- Будут проведены тренинги, посвященные современному управлению в детских садах и современным подходам к образованию. Для воспитателей пройдут специальные тренинги, как пользоваться современной средой детского сада. Мы себе прекрасно представляем, что если построить такой детский сад, какие сейчас строят в Дании, Италии, то воспитателям потребуется целый подготовительный цикл, чтобы привыкнуть работать в условиях открытой среды. Кто будет проводить тренинговые занятия, выявит открытый конкурс.- Второй проект также революционен?- Он несколько похож на первый. С Ханты-Мансийским округом у нас давно идет взаимодействие, мы сотрудничаем в области дошкольного образования уже шесть лет. Сейчас вышли на два интересных проекта. Один – это повышение квалификации педагогов, разработка региональной программы дошкольного образования местного курикулума. Программа называется «Югорский трамплин», и она образец рамочной программы, которая описывает, какие ожидания мы закладываем к детям, и описывает лучшие практики учителей, как учителю лучше организовывать самостоятельную работу детей.И плюс ко всему Ханты-Мансийск серьезно задумался над тем, как инфраструктуру делать гибкой, современной. Стоит вопрос о том, что очень много детей в садах, через несколько лет они перейдут в школу. Демографическая волна пойдет на спад. И будет не нужно столько детских садов, сколько построили за последнее время. Мы готовим совместный проект о трансформируемом детском саде, который можно будет быстро и безболезненно при необходимости переделать в начальную школу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте