В конце февраля состоялась итоговая коллегия Министерства образования. В частности, ведомство отчиталось о проделанной работе в сфере высшего образования в 2002 году.
В России каждый вуз по-своему уникален. В последнее время число неповторимых храмов науки увеличилось: если в 2001 году их было 1006, то в 2002 году – 1044. Пополнение произошло за счет создания 36 государственных и 2 негосударственных вузов. Из них 4 государственных института находятся в ведении Министерства образования: Гжельский технический художественно-промышленный, Славянский-на-Кубани педагогический, Тольяттинский и Уфимский институты сервиса. В 2002 году в вузы поступили 1499 человек (общая численность учащихся высшей школы составила 5926), из них 14256 – в рамках стартовавшего в 2002 году эксперимента по ГИФО.
Технология ГИФО отрабатывалась в 6 вузах трех регионов – Чувашской республики, республик Марий Эл и Саха-Якутия. Государственные именные финансовые обязательства лицам, прошедшим испытания по ЕГЭ по всем необходимым для поступления предметам, разделили на пять категорий: 1-я – 14500 рублей, 2-я – 5000 рублей, 3-я – 3900, 4-я – 2800 и 5-я – 1200 рублей. В итоге первую категорию ГИФО получили лишь 8% , вторую – 39%, третью – 37,5%, четвертую и пятую – 10,8% и 4,7% соответственно. На бесплатное обучение прошлым летом вузы приняли 8407 студентов, что на 728 меньше, чем было запланировано. Вообще высшие учебные заведения на эксперименте неплохо заработали. По предварительным данным, финансовое обеспечение ГИФО было значительно завышено, а установленные интервалы приведенных сумм баллов оказались слишком либеральными. На каких еще статьях вузы сняли сливки и как в общем прошел эксперимент, пока еще не известно: слушания в Госдуме по ГИФО в декабре прошлого года отменили, да и коллегия по этой теме в Министерстве образования не состоялась.
В скором времени высшим учебным заведениям будет с кого брать пример и учиться не делать ошибок. Весь прошедший год ведомство вело разработку документов по введению категории ведущих вузов России и выводило на чистую воду нарушителей. Таковыми в 2002 году оказались 52 учебных заведения. Теперь над этими образовательными учреждениями установлен постоянный надзор, который обещает быть эффективным: с 63 субъектами РФ Министерство образования заключило соглашения по контролю за выполнением вузами и филиалами лицензионных требований и нормативов.
Также ужесточились требования к аттестации учебных заведений. После проверки 30 вузов и их филиалов были исключены из графика аттестационных экспертиз, 2 признали полностью неаттестованными, 5 государственных и 10 негосударственных высших учебных заведений и 4 филиала негосударственных вузов аттестованы на сокращенные сроки по всем образовательным программам. Эти потери министерство восполнило новыми направлениями и специальностями. В 6 государственных высших учебных заведениях начался эксперимент по подготовке бакалавров и магистров “Информационных технологий”, еще в 6 ввели специальность “Управление инновациями”. В МГУ им.М.В.Ломоносова студенты стали изучать “Биоинженерию и биоинформатику”, а в МГТУ им.Баумана – “Противодействие техническим разведкам”.
За последний год Министерство образования проделало большую работу. Но, как правильно заметил в своем выступлении ректор МГУ Виктор Садовничий, гордиться этим не стоит: впереди еще масса нерешенных проблем. По всемирному индексу человеческого развития, где образование является важнейшим фактором, Россия занимает 70-е место. Но это ли показатель? По так называемому индексу экономики знаний – накопленного потенциала, который при благоприятных условиях может эффективно сработать в экономике, – мы находимся на 3-4 месте. И чтобы сделать нашу жизнь достойной, этот потенциал надо развивать. Виктор Антонович даже подсказал как: продвигать российское высшее образование в страны СНГ. Из Европы и уж тем более из Америки массового потока студентов ждать не приходится, а развитие связей с нашими соседями – реальная возможность не только заработать, повысить уровень и объединить, но поднять высшее образование и науку с колен.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии