Непростая задача – сделать так, чтобы студенты хотели вступать в профсоюз и активно участвовать в его жизни. Но студенческие лидеры знают, как можно ее решить, и рассказывали об этом на туре конкурса «PR-стратегия».
Ольга ШЕВЦОВА, заместитель председателя профкома студентов Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники:
– В 2006 году в нашей профсоюзной организации было 92% от общего числа студентов, при этом социологические опросы показывали, что о ее существовании знают все студенты университета. Казалось бы, 92% – отличный показатель, однако нас беспокоит пассивность членов профсоюза по отношению к его работе. Только 12% из них ежегодно обращаются за правовой помощью, 6% активно участвуют в деятельности организации, 3% получают материальную поддержку по ходатайству профкома, 0,3% получают повышенную стипендию за общественную работу, 0,5% становятся профсоюзными деятелями. В итоге из всех членов профсоюза только 34% как-то участвуют в его деятельности, а у 66% остаются вопрос и непонимание: «Зачем нам нужен профсоюз?».
Мы провели социологический опрос, чтобы выяснить, какие эмоции вызывает у студентов причастность к профсоюзу. Полученные результаты показали, что только 14% считают, что состоять в профсоюзе престижно, большинство же даже не задумывались об этом.
К сожалению, главным стал стереотип: профсоюз – это организация либо для избранных, либо для обделенных. То есть некоторые считают, что в профсоюз идут либо амбициозные карьеристы, либо люди, имеющие проблемы со здоровьем или финансами. Наша задача состоит в том, чтобы разрушить этот и другие стереотипы, оживить деятельность профсоюза за счет активизации деятельности его членов из разряда обычных людей, обеспечить переход от номинального членства в профсоюзе к реальной деятельности.
Говоря «обычный человек», я имею в виду человека средних возможностей со слабо выраженными лидерскими качествами, не особенно амбициозного, относительно здорового, в меру состоятельного. Таких у нас 60%, и именно на них должно быть направлено внимание. Обычный человек может стать хорошим исполнителем, информатором, который необходим профсоюзу. Аудитория с амбициями и разнообразными проблемами не требует активной агитационной работы. Такие люди сами нас найдут, а с 60% обычных людей прежде всего и стоит работать.
Наша задача – определить место обычному человеку в структуре профсоюзной организации, пропагандировать профсоюз как трамплин, как школу жизни, как единый дружный коллектив, вовлечь членов профсоюза в его деятельность. Для этого необходимо вызвать у целевой аудитории ощущение большой потребности в причастности к профсоюзу, практической пользы от активной деятельности в нем, создать образ организации, состоять в которой – значит иметь положительную репутацию и престиж, на первое место поставить обычного рядового члена профсоюза, ведь именно он даст цепочку всей последующей положительной реакции. Работа организации должна быть освещена так, чтобы о ее деятельности знал каждый.
Пиар-кампания включает в себя различные акции, такие, как «Защищено профсоюзом», «Задай вопрос ректору» и другие. Информационное направление включает в себя разработку профсоюзного портала и работу со СМИ. В программу мероприятий входят также различные конференции, тренинги, семинары. Для вовлечения большего количества студентов в деятельность организации предлагаются такие конкурсы, как «Лучшая профсоюзная группа», «Конкурс на портале», конкурс проектов «Профсоюзный трамплин» по развитию и улучшению студенческой жизни. Для повышения престижа и имиджа профсоюза предложена рассылка родителям студентов писем об успехах их детей в общественной деятельности. Немаловажным мероприятием станет социологическое исследование, которое будет проводиться по окончании пиар-кампании для выявления ее эффективности.
Что можно ожидать от такой работы? Прежде всего повышения осведомленности о деятельности профсоюза, ответной реакции целевой аудитории в виде участия в проектах организации, избавления от стереотипов, повышения престижа профсоюза и увеличения его численности.
Если пиар-стратегия направлена на информирование общественности о деятельности профсоюза, то одним из элементов стратегического планирования самой деятельности может стать определение миссии организации. Я считаю, что миссия профсоюзной организации студентов ТУСУП в объединении молодых, успешных, инициативных и уверенных в себе людей для совместной защиты своих социально-экономических прав и интересов, что она одна из базовых ступеней для развития своего внутреннего потенциала, приобретения компетенций эффективного управления, приобретения организаторских способностей, поддержания гражданских инициатив студенческой молодежи. Наша организация живет под лозунгом: «Ты нужен профсоюзу, профсоюз нужен тебе!».
Равиль ГАЛИАХМЕТОВ, заместитель председателя профкома студентов Политехнического института Сибирского федерального университета:
– Университет решает задачу подготовки специалистов. В связи с интенсивным внедрением таких принципов Болонского процесса, как кредитно-рейтинговая система, студенты поставлены в жесткие временные рамки и не имеют времени на другие занятия, кроме учебной и научной деятельности. С другой стороны, экономика края испытывает острый дефицит в специалистах-управленцах. Подготовка лидеров, которые впоследствии становятся управленцами, ведется студенческой профсоюзной организацией, это позволяет студентам становиться конкурентоспособными на рынке труда. Таким образом, точка соприкосновения получается при общем решении задачи: вуз готовит специалистов совместно с профсоюзной организацией, которая имеет ресурсы для подготовки лидеров, потенциальных управленцев.
Заботясь об имидже профсоюзной организации, мы нередко сталкиваемся с тем, что не умеем создать ее привлекательный для потенциальных партнеров образ. А это нужно делать, ведь мы участвуем в масштабных городских и краевых конкурсах, социальных и молодежных форумах, фестивалях, различных акциях, ярмарках, выставках, выстраиваем партнерские отношения с бизнесом, административными структурами, общественными организациями. Нередко возникает проблема рассогласованности действий профорганизации с интересами целевой аудитории, а ведь это во многом определяет мотивацию профсоюзного членства. Мы должны выделять ту или иную целевую аудиторию и разрабатывать для нее комплекс мероприятий. Например, мы проводим мероприятие для первокурсников, но приходят не все, а лишь 80% студентов 2-5-х курсов, первокурсникам места не хватает. Что нужно сделать? Скажем, ввести ограничения: вход только по студенческому билету и приоритет первокурсникам. В этом случае согласование действий профсоюзной организации с интересами целевой аудитории приводит к эффективной работе. Очень важно установление обратной связи. Для этого можно проводить анкетирование, опросы, составление аналитических записок, эссе, использовать любые другие формы, позволяющие определить эффективность воздействия, усвоения материала.
Андрей СТАРЦЕВ, председатель профкома студентов Воронежского государственного университета:
– У профкома студентов ВГУ есть свой официальный сайт, что позволяет студентам оперативно получать информацию о его деятельности, о направлениях работы комиссий и их составе, находить нужные статьи и документы, а также скачивать образцы заявлений для получения тех или иных льгот. Ссылка на наш сайт есть и на официальном сайте университета. Это облегчает доступ к сайту и увеличивает количество пользователей. Важную роль в работе со студентами играют постоянно проводимые собрания на факультетах, регулярные выступления членов профкома на радио и по телевидению.
На каждом факультете, в группах есть представители студенческого актива – профорги, которые становятся связующим звеном между студентами и профсоюзом. Обладая необходимой информацией о нашей деятельности, профорги способны рассказать о тех льготах и возможностях, которые предоставляет студентам наша организация. Они стараются быть в курсе проблем своих сокурсников и доводят до нашего сведения пожелания, предложения и жалобы студентов и аспирантов, а также информацию о наличии малообеспеченных и нуждающихся в помощи. Наличие профоргов на факультетах, курсах и в группах – обоюдное преимущество как для нашего профкома, так и для студентов, получающих, таким образом, возможность обращаться за консультацией и поддержкой непосредственно к своим сокурсникам. Профбюро факультетов и курсов – мощные инструменты пропаганды, способные принести организации большую пользу и создать хорошую репутацию при их правильном использовании. Именно поэтому мы не только придаем огромное значение работе с профсоюзным активом, но и занимаемся его обучением на различных школах профактива. Информационно-методический сборник «Справочник профорга ВГУ» – сборник рекомендаций, предназначенных активистам профсоюзной организации студентов нашего университета. В этот справочник включаются нормативные документы, касающиеся студенчества (выдержки из федеральных законов, различных соглашений, из устава ВГУ и так далее), а также краткая информация о видах и направлениях нашей деятельности, о структуре и численности организации.
Вячеслав ГИЛЬГЕНБЕРГ, председатель профкома Челябинского государственного университета:
– Ключевое понятие миссии профсоюза – помощь, в первую очередь, юридическая, и защита, которые опираются на прочную законодательную базу. Мы помогаем студентам получить социальную поддержку, оказываем помощь в трудоустройстве, осуществляем общественный контроль, аккумулируем и доносим до людей различную информацию, способствуем в реализации идей. Но мы знаем, что только 17% студентов вступили в профсоюз для реализации своего потенциала, а 69% – это пассив.
Успеху нашей работы способствует создание пиар-стратегии (пиар – искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности).
Активных членов профсоюза в зависимости от того, у кого что лучше получается, мы условно разделяем на координаторов, аналитиков, исполнителей, организаторов, промоутеров. Наши контрагенты, в свою очередь, подразделяются на социальных партнеров, бизнес-партнеров, родителей студентов и так далее. Для того чтобы реализовать пиар-стратегию, мы разъясняем суть миссии профсоюза, делим носителей миссии по группам, а реализацию пиар-стратегии – по направлениям. Направления могут быть информационными (создание сайта, выпуск газеты, листовок, объявлений, баннеров, имиджевой продукции), культурно-массовыми (проведение различных акций, конкурсов, аукционов, лотерей и так далее). Необходимы контакты с внешней средой: собрания родителей, файндрайзинг, то есть поиск спонсоров для реализации проектов, пресс-конференции, различные встречи.
Как оценить эффективность всей этой работы? Если вспомнить курс физики 7-го класса, то потенциальная энергия может быть вычислена по формуле:
En = gmh,
где g – структура организации,
m – члены профсоюза,
h – финансы;
а кинетическая энергия – по формуле:
где S – количество проведенных мероприятий,
t – период.
Теперь, если
EnEn>Ek = убывающая эффективность.
Комментарии