К счастью, учебники для нижегородских педагогов и управленцев сегодня не самая главная проблема. Плодотворное и многолетнее сотрудничество с «Дрофой» и другими издательствами позволяет сказать, насколько легко теперь педагогам выбрать в океане учебной и методической литературы свое – по уму и сердцу. Какой учебной литературой вообще пользуются в образовательных учреждениях Нижнего Новгорода и области? За импровизированным «круглым столом» в Нижнем Новгороде тему выбора учебника обсуждали управленцы, педагоги, родители.
Татьяна БОКОВА, главный специалист Нижегородского регионального информационного центра учебного книгоиздания:
– В школах Нижегородской области пользуются учебниками разных издательств. Очень много учебно-методической литературы «Дрофы». Хотя «Просвещение» уступило свои лидирующие позиции, тем не менее его учебникам традиционно уделяется достаточно большое внимание. Кроме этого, к нам в область поступают книги издательства «Мнемозина», а последние два-три года мы начали тесно работать с «Русским словом». Право выбора сегодня – за учителем. Именно он выбирает то, что считает на сегодня лучшим и более качественным по всем параметрам.
Сергей НАУМОВ, министр образования и науки Нижегородской области:
– Последние три года мы стараемся покупать только те книги, которые заявлены самими школами. Это дало возможность избежать непонимания как со стороны руководителей учебных заведений, так и самих педагогов. Нередко получалось так: вроде все в порядке, учебники купили, а оказывается – не то что нужно. На мой взгляд, поставить все на свои места очень сильно помогла система информатизации наших региональных информационных центров, которые сейчас действуют в районных органах управления образованием. Благодаря автоматизированной системе опроса библиотек мы теперь точно знаем, что есть и чего не хватает в фондах каждой школы. Более того, это дало и школам возможность поменяться друг с другом существующей у них, но не используемой учебной литературой. Поэтому можно сказать, что сегодня учебников, которые не используются, в нижегородских школах практически нет, а новые докупаем, учитывая заявки самих педагогов.
Сегодня «Дрофа» и «Просвещение» – это, бесспорно, два крупнейших издательства, которые главенствуют на рынке учебной литературы. В Нижегородском регионе они действуют практически на равных.
– Чем обусловлен выбор тех или иных УМК «Дрофы» учителями и управленцами?
Сергей НАУМОВ:
– Если этот комплект очень четко проработан с точки зрения методики, его подготовленности и апробации, то он выгоден всем – как любому издательству, так и любому учителю-предметнику и его ученикам. Мне кажется, предпочтение «Дрофе» отдается только потому, что она делает более качественную продукцию, чем другие. Кроме того, на мой взгляд, очень многое зависит от личности педагога, его профессиональной подготовленности, готовности принимать новые методики, новые подходы в обучении. Главное, чтобы учителя восприняли этот УМК как свой. Бывает же такое, что комплект по всем статьям великолепный, а учителя по нему почему-то не работают. Иногда не хотят обременять себя переходом на новое, а иногда не знают, как перейти. Поэтому личностный фактор тоже влияет. Ведь учитель, предлагая комплект детям, должен быть твердо уверен, что именно через эту схему он может лучше и ярче подать и объяснить ребятам материал урока.
Людмила ШАМРЕЙ, заведующая кафедрой словесности и культурологии Нижегородского института развития образования, профессор, доктор педагогических наук:
– В «Дрофе» издается учебно-методический комплект по музыке по авторской программе В.В.Алеева. Ведь по музыке практически не было никогда учебников, считалось, что этот предмет в учебниках не нуждается. Но это совсем не так. Нам этот УМК и сама программа очень нравятся – наконец-то они появились! Поэтому мы обязательно будем рекомендовать всем эти учебники и закупать их. Не так давно в Нижнем Новгороде был проведен семинар с участием авторов этого комплекта. Это действительно огромная помощь учителям, когда сами создатели рассказывают о том, как работать с их комплектом. И мы очень благодарны издательству за этот семинар, за содействие в развитии программы по музыке в нашем регионе и учебные книги, которых мы так долго ждали.
Татьяна БОКОВА:
– Выбор учебно-методических комплектов нашими педагогами обусловлен прежде всего преемственностью, а также интересным и актуальным содержанием. Известно, что учителя охотнее пользуются теми УМК, которые выстроены по всей вертикали учебного процесса. Немаловажную роль играет и то, что учебники закупаются на бюджетные средства. Так вот, продукция «Дрофы» дешевле, чем книги многих других издательств.
Надо отметить, что потребность в учебной литературе издательства «Дрофа» у нижегородских педагогов высока. Это подтверждают и те объемы заказов, сделанных школами области на новый учебный год. Для учащихся начальной школы заказано более 81 тысячи экземпляров, для основной школы – более 568 тысяч, для старшеклассников – почти 182 тысячи. В школе первой ступени пользуются в основном УМК «Классическая начальная школа», их потребность в районах области большая – заказывают по восемь с лишним тысяч экземпляров. Английский язык, русский и литература, история, география, физика Гуревича, Перышкина – это, можно сказать, лишь некоторые из больших заказов по районам Нижегородской области. После встреч с Виталием Алеевым значительно повысился спрос и на учебники по музыке.
Но это пока лишь цифры заказа. Что закупят в областном министерстве образования и науки, и что достанется покупать родителям – будет известно ближе к началу учебного года. В этом году впервые школам выделены субвенции, и у них есть право закупать учебники самостоятельно на свое усмотрение.
– Какие трудности возникают при выборе учебной литературы и с чем это связано?
Людмила ШАМРЕЙ:
– Приведу такой пример. Учителя очень хорошо знают и с удовольствием работают по УМК по литературе Т.Ф.Курдюмовой издательства «Дрофа». Их было много закуплено в прежние годы, в том числе и измененных уже в новой ситуации. Но существует одно «но». Мы не имеем информации о наличии грифа Экспертного совета Министерства образования и науки РФ. А без наличия такого грифа у нас приостанавливается работа по лицензированию школ. Для многих именно это становится камнем преткновения. Школы ждут точной информации и экспертной оценки по новым изданиям, и не только «Дрофы». Но поскольку издательство об этом знает и следит за ситуацией, я не особо беспокоюсь.
Марина КРАПИВИНА, учитель музыки школы №186 Нижнего Новгорода:
– Я работаю с УМК издательства «Дрофа» только первый учебный год и хочу сказать большое спасибо за замечательные учебники по музыке (авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев). К ним есть и рабочие тетради, которые также сопровождают ученика с 1 по 8 классы. Иллюстрации просто великолепные! Хорошо, что есть и нотный текст, для того чтобы можно было музыку иллюстрировать. Мне очень нравятся учебники для 7-8 классов, где все написано с рассуждением, а также для 5 класса.
Единственное пожелание, наверное, относится к авторам. В первом классе далеко не все дети читают, а учебник содержит довольно много текста. Пока они прочитают по слогам, проходит много времени. Хотелось, чтобы это учли.
– Как взаимодействуют органы управления образованием и образовательные учреждения с издательством?
– Начинается все на уровне выбора издательства, который происходит по конкурсу. То есть если мы определились, что закупаем что-то определенное – значит, выиграло именно это издательство. После выигранного конкурса все уже зависит от самого издательства, насколько грамотно и правильно оно будет работать с теми, кто будет использовать его литературу. Многие издательства организуют различные практикумы, семинары, которые проходят на базе нашего института развития образования, работают с педагогами, убеждая и доказывая, что этот учебник – лучший, и показывая, чем именно, а также пытаются получить наши замечания, пожелания, что весьма важно. Ведь выигрывает, как правило, тот, кто прислушивается к пожеланиям опытных педагогов. На мой взгляд, если хочешь, чтобы издательство развивалось, чтобы выпускаемые учебники были востребованными, нужно прислушиваться к мнению учителей, которые работают с ним на практике.
В этом смысле «Дрофа» вне конкуренции, поскольку она очень активно работает по организации разных семинаров и встреч учителей и методистов с авторами УМК.
– Если говорить о взаимодействии с образовательными учреждениями, то наша кафедра работает в консультативном режиме. Мы даем обзор всех изданий, поясняем специфику, никого не ограничиваем сами и запрещаем на местах ограничивать выбор педагогами учебников. Мы – за вариативность, за множество учебников, за то, чтобы учитель нашел для себя подходящую книгу и систему. И это наша принципиальная позиция. Она соотносится с Законом «Об образовании», который на местах инспекторские службы, директора школ нередко нарушают, поэтому мы стараемся этому противодействовать.
С издательствами мы работаем активно. Очень благодарны издательству «Русское слово», которое полностью снабдило учебниками литературы Большеболдинскую школу. Приезжают авторы, работающие в издательствах «Мнемозина», «Верба-Н». Несколько раз проводило семинары «Просвещение». Также активно посещали наш регион и из «Дрофы», будем рады продолжать это сотрудничество.
– Какая еще продукция помимо учебников пользуется популярностью в учебных заведениях региона?
– В школьных библиотеках помимо учебников должно быть много справочной, научно-популярной и художественной литературы. Без этого библиотека не будет полноценной, а ребята не станут интересными и образованными людьми. Так вот именно среди таких книг у нас очень много «дрофинских». «Дрофа» выпускает много всего, что называется «вокруг учебника». Взять хотя бы те же художественные и познавательные серии, которые есть едва ли не во всех школьных библиотеках как самого Нижнего Новгорода, так и области, а также серии, созданные специально для учителей, наглядные пособия. Очень много закупают сами образовательные учреждения. Вот буквально на днях я была в одной из школ Автозаводского района, где видела серии книг «Дрофы» по музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре. Эта литература популярна среди учителей, поскольку иллюстрации помогают им в работе. Мы очень заинтересованы в развитии этих серий, особенно по мировой художественной культуре. Поэтому будем уточнять в издательстве ситуацию по литературе по МХК и, может быть, проведем дополнительный более серьезный семинар на эту тему. Мы в этом нуждаемся!
Нижний Новгород
Комментарии