Современный мир невозможно представить без интернета. Глобальная сеть стремительно расширяет свои возможности, это место работы и отдыха, встреч и общения. Возможность в считанные секунды получить массу актуальной и необходимой информации по интересующей теме привлекает в ряды пользователей все больше студентов и школьников.
Однако Глобальная сеть несет пользователям множество угроз. Свободное распространение практически любых данных приводит к тому, что пользователи часто сталкиваются с ненужным, а зачастую и опасным материалом. Многие страны для решения этой проблемы вводят жесткую цензуру. Но такие меры ограничивают права пользователей и подчас оборачиваются дефицитом актуальных данных.
В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» практически все российские школы были подключены к Всемирной сети, но вопрос о том, как ограничить доступ к контенту, не совместимому с целями и задачами образования, оставался некоторое время открытым.
Одним из качественно новых способов исключения доступа к неподобающему контенту стала система контентной фильтрации (СКФ), разработанная ООО «МегаВерсия». Система разрабатывалась с учетом потребностей самых незащищенных пользователей Сети – детей. Программно-аппаратный комплекс СКФ является многоуровневой централизованной системой, решающей задачу безопасного и эффективного использования ресурсов интернета. Созданная система позволяет вести мониторинг использования сети «Интернет» как в отдельном образовательном учреждении, так и в целом по всем школам Российской Федерации. Особо нужно отметить, что задача СКФ – не только ограничение доступа к ресурсам, не соответствующим задачам образования, но и недопустимость введения цензуры.
Интернет как один из самых полных на сегодняшний момент источников знаний, безусловно, нужен современной школе. Но вместе с тем большая часть информации, свободно распространяемой в Сети, просто опасна для детей. Пропаганда терроризма, насилия, наркотиков и алкоголя не должна быть доступна для учеников. Но вводить цензуру, делая открытым лишь небольшой список ресурсов, значило бы существенно ограничить кругозор и возможности учащихся. СКФ закрывает доступ только к тем сайтам, содержание которых несовместимо с задачами образования. Только за первые полгода внедрения системы из 3 миллиардов запросов пользователей был закрыт доступ по 138 миллионам запросов к ресурсам. На сегодняшний день статистика использования сети «Интернет» школами показывает, что количество отклоненных обращений учеников к «плохим» ресурсам непрерывно снижается, несмотря на то что интернет в образовательном процессе используют все более интенсивно. Таким образом, СКФ приучает учащихся к целевому использованию Сети и делает эти данные открытыми для общественности. Образуются сообщества экспертов системы образования из всех регионов, главная задача которых – широкое обсуждение вопросов использования интернета в воспитательном и образовательном процессах. Одной из открытых площадок обсуждения темы нежелательного интернет-контента и способов защиты от него является форум на информационном ресурсе «Ваш личный Интернет» (www.content-filterig.ru).
Интернет постоянно пополняется новыми данными, интереснейшими ресурсами и сервисами, и вместе с тем ежедневно появляется масса опасных сайтов. Задача СКФ – быть всегда актуальной, модернизироваться с учетом появления новых сетевых угроз и современного программного обеспечения. Активное участие учителей, методистов, экспертов системы образования – необходимое условие эффективного использования системы контентной фильтрации в образовательном процессе.
Комментарии