Искусство телефонной войны
Итак, вас начали постоянно терроризировать по телефону.
Первое и самое элементарное – это поставить на школьные телефонные линии автоматические определители номера (АОН). Ведь телефонов в школе, как правило, не так много. Причем сделать это надо тихо, не предавая огласке. Совсем хорошо, если плюс к АОНам присоединить записывающие устройства. Конечно, вероятность, что телефонный хулиган попадется на АОН, невелика, но все-таки возможна. Даже тот факт, что злоумышленник, позвонив в школу, обнаружит АОН, может его отпугнуть. А если вам удастся записать голос звонившего, то это очень поможет в выявлении его личности.
Но вот, несмотря ни на что, звонок получен.
Просто сообщение о бомбе в такой-то школе, без диктата каких-либо условий – почти на сто процентов блеф, особенно если звучит детский голос.
Совсем другое дело если сообщение сделано взрослым голосом. Конечно, встречаются просто ненормальные, но в большинстве случаев взрослому человеку незачем просто так баловаться и рисковать. Хотя опять же, если в звонке не звучат угрозы или условия, то непонятно, зачем школу минировать вообще. Даже если есть условия, то трудно предположить, что взрослый преступник решится использовать для своего злого замысла школу и жизни детей.
Наиболее сложный и неприятный случай, когда просто сообщают о бомбе и вешают трубку. Школу приходится эвакуировать, а зацепок никаких. Поэтому необходимо попытаться вступить в переговоры со звонящим и выпытать какую-то дополнительную информацию, которая может впоследствии помочь в его поиске. Например, попросите назвать сумму выкупа за “бомбу” или даже предложите пару миллионов сами. Это может повернуть мысли “террориста” от хулиганства к извлечению конкретной выгоды. Подумав, что можно легко заработать деньги, он может ввязаться в торг и согласиться на встречу для получения денег. Далее – дело спецслужб.
Второй ход – это попросить назвать, кого из учителей, урок или контрольную которого(ую) нужно наказать (отменить) в обмен на обещание не минировать школу. Если таковой учитель (контрольная и т.д.) будет назван(а), то проще будет вычислить и обиженного или понять, а значит, впоследствии и устранить причину, толкающую “террориста” на дело.
Если разговор завязался, быстро попросите кого-нибудь из коллег позвонить с другого телефона в милицию и засечь звонящего. И тяните-тяните время.
Моя школа – моя крепость
Но ничего не помогло. Звонок получен, и нужно решать – реагировать на него или нет. И хотя понятно, что в 99,9% случаях – это блеф, но что делать с 0,1%? Ведь школы уже взрывали. Понятно, что мало кто из директоров пойдет на риск и проигнорирует звонок, а это значит, что начинается эвакуация, милиция, собаки…
Но и тут можно кое-что предложить. Во-первых, и это будет полезно любой школе вообще, даже без “террора”, наведите в своем здании порядок. Очистите от хлама тупички, рекреации, туалеты и подлестничные пространства. Учителя, ответственные за классные комнаты, пусть все аккуратно разложат и расставят в них так, чтобы любой лишний предмет был сразу заметен. Приведите в божеский вид подвалы и чердаки. Хотя они, как правило, так захламлены, что бомбу там не найти “по жизни”.
Второе – из учителей мужчин и старшеклассников создайте небольшие отряды, ответственные за каждый этаж.
Третье – почините или заново оборудуйте школьный радиоузел, поскольку возможность мгновенного информирования всей школы просто необходима в такой ситуации.
При получении сообщения о бомбе по установленному сигналу каждый учитель должен осмотреться в своем классе на предмет наличия в нем лишних вещей, а каждый отряд проверяет район своей ответственности. Это займет всего несколько минут.
В случае если обнаружено что-нибудь подозрительное, придется действительно производить срочную эвакуацию. Хотя обычно подозрительные предметы с проводками и батарейками на поверку оказываются более или менее удачной имитацией. Но тут уж выбирать не приходится – эвакуируйте.
В-четвертых, приведите все противопожарное оборудование школы в надлежащий порядок, что тоже полезно само по себе, даже без ЧП с бомбами. Не секрет, что во многих школах огнетушители либо не висят вообще, либо не менялись по нескольку лет. Шланги, краны, щитки с инструментами – все это нужно довести до ума. Дело в том, что самодельные бомбы больших разрушений вызвать не могут, а вот учинить пожар – запросто. Оперативные отряды из учителей и старшеклассников необходимо обучить тушить небольшие пожары, что хорошо бы уметь и без бомб.
В-пятых, можно предложить еще несколько способов, уменьшающих вероятность попадания бомбы в школу. Но по финансовым причинам они пока доступны далеко не каждому учебному заведению. Например, поставьте на входных дверях специальную магнитную рамку, которую имеют все аэропорты, многие банки и магазины, а дежурного около нее снабдите портативным металлоискателем. Это поможет как против бомбы, так и против ношения ножей, кастетов, газовых и прочих пистолетов, что чаще встречается у школьников, чем бомбы, и также представляет немалую опасность. Фантастика? Нет, суровая реальность. В США сейчас почти все школы оборудованы такими системами.
Следствие ведут знатоки
Но вот в школу позвонили раз, другой, третий. Засечь хулигана не удается. Нужно начинать следствие. Поставить в курс дела органы внутренних дел необходимо, конечно же, после первого звонка. Они начнут свое расследование, которое будет тем эффективнее, чем больше вы будете помогать милиции. Потому что ни один даже самый замечательный следователь не сумеет разобраться в ситуации в школе лучше, чем сам педагогический коллектив. Вам-то всегда лучше известно, кто из учеников чего стоит и на что способен, кто на кого обижен и т.д.
Для успеха расследования сначала проведите во всех классах собрания учащихся и родителей. И тем, и другим расскажите о возникшей проблеме и предупредите о следствии. Причем не скупитесь на высокие эпитеты в адрес следователей и аппаратуры, которая задействована в розыске. Не помешает. Расскажите, что в школе установлены импортные приборы, записывающие телефонные звонки и фиксирующие сигналы даже с уличных аппаратов. Одно это может отпугнуть злоумышленника. Затем сообщите о штрафе, который придется выплатить пойманному “террористу” за каждый день простоя учебного заведения и работу спецгруппы. В одной из московских школ были пойманы две шестиклассницы, три раза “взрывавшие” свою школу, им, вернее их родителям, пред’явили счет в 7,5 тысячи долларов. Такая сумма должна заставить задуматься хулигана и привести всех родителей в состояние повышенного внимания.
Попробуйте попросить ребят самих остановить своего сотоварища. Ведь ребенка, каким бы крутым “террористом” он ни был, всегда тянет рассказать о своем “подвиге” друзьям, порисоваться перед девчонками.
Причем не требуйте у ребят выдать фамилию “подрывника”. В детском понимании это будет призыв к предательству, что при юношеском максимализме страшнее, чем взрыв всех школ, вместе взятых. Просто скажите на классных собраниях, что пропущенные дни будут восполнены за счет уменьшения каникул, и попросите ребят самих образумить товарища, не выдавая его учителям.
Оговорюсь, что угрозой уменьшить каникулы нужно пользоваться очень осторожно. Сейчас этот способ широко практикуется многими директорами и управленцами в силу его простоты и действенности. Но он совсем не так хорош, как думают многие, так как нарушает Закон “Об образовании”, где четко оговорено, сколько дней каникул должны иметь школьники. Другой отрицательный момент – это то, что из-за одного подлеца страдает вся школа.
Оптимистическая трагедия
Размах “телефонного терроризма”, конечно, достиг таких размеров, что на проверку всех сигналов просто не хватит никакого времени и сил. Раньше в Москве была одна собака, занимающаяся поисками бомб, да и та неделями сидела без дела. Сейчас уже не хватает и пятисот.
Но даже если ваша школа подвергается постоянному телефонному террору и ее приходится периодически эвакуировать – не отчаивайтесь. Будьте оптимистами и решайте все возникающие проблемы с сознанием того, что рано или поздно все это прекратится, а ваша школа выйдет из полосы невезения обновленной и окрепшей. За дни “войны” вы наведете в ней идеальный порядок. Телефонные номера будут снабжены АОНами и записывающими устройствами, что будет помогать и в повседневной работе. Решетки на окнах первого этажа предохранят вас от краж и мелкого хулиганства. Магниты на дверях отучат детей таскать в школу холодное и прочее оружие. Радиоузел школы вновь начнет свою работу, транслируя музыку, полезные об’явления и радиогазеты. Приведенная в норму противопожарная система будет готова ликвидировать любой возможный пожар, а ученики и педагоги, натренированные на постоянных эвакуациях, быстро покинут школу при любом ЧП. Дисциплина и сплоченность коллектива повысятся.
А если серьезно, то школа сегодня просто не готова морально и материально ко многим “сюрпризам”, которые преподносит ей ситуация свободы и беспредела. Надеемся, что этой статьей мы хоть немного помогли вам.
Андрей ЕМЕЛИН
NB!
Мы очень ждем ваших откликов и замечаний по данной проблеме.
Большая просьба ко всем нашим читателям, которые сталкивались с “телефонным терроризмом” и имеют хоть какой-то опыт выхода из подобного рода ситуаций, написать нам об этом.
В графе “кому” напишите: “Для Андрея Емелина” или звоните по телефонам: 924-29-27, 298-89-47.
Комментарии