Хорошо известно, что главная цель филологического образования – формирование интеллектуальной, духовно богатой, образованной личности. Создание на уроках условий для творческой деятельности детей, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели – основное направление моей работы. Одно из требований, которое я поставила перед собой: уже первые уроки должны создавать эмоциональный настрой, повышающий интерес к предмету.
Ребенок по своей природе оптимист, он радуется всему новому, познавая мир, видит в нем подчас столько, сколько не может увидеть взрослый. И это чувство нужно развивать, поддерживать, воспитывать. Школа должна стать домом радости, домом познания. Но как добиться, чтобы школьники с удовольствием шли на урок, чтобы им постоянно хотелось творить, мыслить, думать? Как поддерживать интерес к получению знаний? Особое внимание я уделяю занимательности. Именно она делает учение увлекательным и приносящим радость, стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию речи школьников. Реализуется занимательность в процессе активной индивидуальной и групповой деятельности учащихся, через соревнования и дидактическую игру. Викторины, конкурсы, лингвистические игры, проводимые мною, помогают проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся. Задания к таким урокам подбираются не только мною, но и учениками. Это кроссворды, шарады, ребусы, шуточные вопросы… Создавая текст со словами с буквой «п», дети фантазировали, много смеялись. Было видно, что такая работа приносит им удовлетворение, развивает речь. Вот что у них получилось: Пятница. Петя проснулся поздно. Помылся, позавтракал, пошел погулять. По проспекту передвигались пешеходы. По пути паренек повстречал приятеля. Петя пригласил Пашу пройтись по парку.Попутчики полакомились пирожными, попили пепси. По парку приятелей покатал пони. Позже пареньки присели под пышной пальмой. Перед Петей, Пашей предстал пейзаж: плывущие парусники, пароход. Плескался прибрежный прибой. Пели пеночки. Под пальму прилетели пестрые попугаи. Прекрасно! Потом приятели посетили планетарий.Прогулка получилась превосходной. Пареньки попрощались. Позже Петя поведал папе про познавательную прогулку. Подарили Паше попугая Петьку. Попугай проговаривал: «Паша, полетели; пока, Паша». Прекрасный попугайчик! Проказничал, правда. Проливал пепси под палас, просыпал песок по паркету. Петька пробовал порошок, пасту, печенье, перец, помидоры.Попугайчик полюбил приключения. Перегрызал провода, потом прятал проволоку. Проказничал, прыгая, приносил поиграть помаду. Пугаясь пылесоса, прятался под полку.Петька – превосходная, преданная птичка!Остановлюсь еще на одном из путей формирования интереса школьников к русскому языку, развития их творческой активности. Это юмор на уроках и стремление учителя развивать фантазию детей. Юмор, как известно, снимает напряжение, ободряет, помогает преодолевать трудности. Несколько минут урока отвожу для шутливого стихотворения, может быть, давно знакомого (и тогда дети дружно подсказывают его строчки), а может быть, еще совсем не знакомого, тогда оно вызовет интерес и положительные эмоции детей.Полюбившиеся строчки стихов младшие школьники охотно и дружно декламируют при случае, готовы их разыгрывать. Возникает маленький ритуал урока: на знакомую стихотворную строчку дети дают стихотворный ответ, что способствует радостному тону всего урока. При этом возможны и различные грамматические задания: ведь в стихах налицо различные виды предложений, разные случаи постановки знаков препинания, различные орфограммы.Много в классах детей, пробующих писать стихи. Я даю им возможность прочесть свои произведения, в которых передано их отношение к природе, к родителям, к школе, к жизни вообще. Для работы в группах предлагаю написать несколько четверостиший по теме урока. Эти творения очень мне дороги. Я очень по тебе скучаю, Приехать к тебе мечтаю.На ковре-самолете лечу,Увидеть тебя хочу.Поедим с утра печенье.И попьем с малиной чай.Буду скоро, в воскресенье,Жди, бабуля, не скучай.Колесо природыУ природы нет плохой погоды -Кружит, кружит колесо природы.Заиграет солнышко весноюИ листки, и лепестки раскроет.Дождь пройдет, и все зазеленеет,Теплый летний ветер все согреет.Солнце, ветер, дождь и снова солнцеПостучат по-доброму в оконце.Скоро подморозит и завьюжит…Колесо природы снова кружит.Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое его зазубривание. Усвоенный таким образом материал – увы! – держится в детской памяти очень недолго. Между тем даже трудные правила запоминаются без особого труда, если при их объяснении на уроке использовать занимательные примеры и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению предмета.Эта работа ведет к совершенствованию способностей учащихся, к их интеллектуальному росту. Мои ученики участвуют в различных конкурсах творческих работ и олимпиадах, часто побеждая или занимая в них призовые места.Татьяна ЛЕБЕДЕВА, учитель средней школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов города Старого Оскола
Комментарии