Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
Василий Сухомлинский
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Насколько успешными будут наши дети в будущем, напрямую зависит от нас, взрослых. Не секрет, что развивать ребенка необходимо с учетом его потребностей и возможностей. Поэтому педагоги дошкольных групп активно включаются в работу по поиску наиболее эффективных путей, оптимальных форм, методов и средств организации обучения.
Созданная в нашей школе система дополнительного образования помогает дошкольникам, реализовать свои интересы, предоставляет каждому ребенку возможность выбора образовательной области в соответствии с индивидуальными склонностями, потребностями. Объединение дополнительного образования по экспериментальной деятельности «Моя первая лаборатория» не исключение.
Детям дошкольного возраста всегда хочется узнать как можно больше об окружающем его мире, они проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – им все интересно потрогать, понюхать, попробовать на ощупь, послушать. А еще интереснее, когда они сами делают открытия и получают знания самостоятельно. Чем разнообразнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Полученные новые знания прочно и надолго закрепляются, если ребенок-дошкольник слышит, видит и делает все сам.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Их интересует, что можно сделать из песка, какой бывает лед, что такое магнит, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, как появились горы и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Если очень трудно, на помощь всегда прилетает попугай Всезнай – через такой яркий персонаж происходит одно за другим познавательное открытие. А что же делает педагог? Педагог при этом старается обогатить знания дошкольников, расширить их представления об окружающем мире, сформировать стремление искать и находить новые пути решения поставленных задач.
Всегда интересно наблюдать, как дети в практической деятельности получают необходимый опыт исследований, способны усваивать абстрактный материал и учатся делать выводы в своей работе.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Дети рассказывают о своих знаниях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Исследовательская и экспериментальная деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и достигать в ней положительного результата. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми дает возможность проектировать свою жизнь в пространстве дошкольных групп, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Галина КАШЛЕВА, старший воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля;
Юлия ДЕРЯБКИНА, учитель-дефектолог школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии