search
main
0

Попробуйте нестандартные решения

О некоторых подходах в организации подготовки к ЕГЭ-2020 по физике

В начале каждого учебного года на самом первом уроке в 11‑м классе я задаю своим ученикам вопрос: «Кто из вас планирует сдавать ЕГЭ по физике?» Мне приятно видеть поднятые руки, ведь это означает, что впереди серьезная работа по подготовке к экзамену, включающая труд и ученика, и учителя.

Для начала я знакомлю ребят с демонстрационной версией КИМов, размещенной на портале Федерального института педагогических измерений, дающей четкое представление о структуре экзамена. Помимо демоверсии при подготовке к ЕГЭ по любому предмету необходимо взять на вооружение спецификацию и кодификатор. Так, в спецификации по физике указывается, что первая часть КИМов дает возможность набрать 64% от максимального первичного балла, а вторая – 36%. Учитывая то, что средний балл ЕГЭ по физике из года в год колеблется в районе 50, необходимо обратить пристальное внимание на часть 1, решив которую можно не просто преодолеть порог в 36 баллов (который, кстати, тоже не меняется в последние годы), но и получить довольно хорошие результаты.
При подготовке к ЕГЭ можно использовать весь арсенал заданий, накопленных учителем. Имеет смысл обратиться и к открытому банку заданий ФИПИ, поскольку он построен на заданиях прошлых лет, которые в разных вариациях могут появиться в реальных КИМах ЕГЭ. Но учителя и ребята всегда ждут появления в книжных магазинах новых сборников по подготовке к грядущему ЕГЭ. Необходимо понимать, что знаком качества пособий являются научно-методическая оценка ФГБНУ «ФИПИ» и фамилии разработчиков вариантов ЕГЭ на обложке. Такими сборниками являются пособия издательства «Экзамен» «ЕГЭ 2020. Физика. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» (авторы М.Ю.Демидова, В.А.Грибов, А.И.Гиголо) и «ЕГЭ 2020. Физика. 32 варианта. Типовые варианты экзаменационных заданий» (авторы Е.В.Лукашева, Н.И.Чистякова).
Следует сказать, что с 2020 года несколько видоизменено задание №24, проверяющее знания по астрофизике. Теперь в нем необходимо будет выбрать не два верных ответа, а все возможные, которых может оказаться либо два, либо три. Поэтому разработчики указанных сборников предлагают задание 24 именно в таком формате. Это задание на работу с таблицами, содержащими сведения о планетах Солнечной системы, об их спутниках, о ярких звездах, либо задание на анализ диаграммы Герц­шпрунга – Рессела. Также в 2020 году в КИМах будет не пять, а шесть заданий с развернутым ответом. При этом общее количество заданий осталось прежним. Расчетная задача по механике или молекулярной физике, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения как задание №28 и оценивается максимально в 2 балла. Рассмотрим пример.
Расстояние между пунктами А и В равно 30 км. Из пункта А в направлении пункта В выезжает мотоциклист со скоростью 50 км/ч. Одновременно из пункта В в том же направлении, что и мотоциклист, выезжает трактор со скоростью 20 км/ч. На каком расстоянии от пункта А мотоциклист догонит трактор?
Интересно, что некоторые из моих пытливых учеников решают такие задачи «методом пристального взгляда». И в самом деле, представив себе трактор и догоняющий его мотоцикл, мы можем сказать, что первый через час проедет 20 км, а второй – 50 км. Тем самым за час мотоциклист сократит изначально существующий между участниками движения разрыв в 30 км. Вот и ответ: встреча произойдет на расстоянии 50 км от пункта А. Однако, обратив внимание на критерии оценивания выполнения данного задания, мы увидим, что 2 балла можно получить только в том случае, если записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи. Авторы сборника предлагают вариант решения через зависимость координаты от времени для двух тел, условие встречи двух тел. Наш способ решения отличается от предложенного. Поэтому следует добиваться от ребят четкого следования критериям, в которых метод подбора учитываться не будет. Здесь же следует показать ребятам и другой подход к задаче – с использованием понятия «относительная скорость». Оформлять решение следует кропотливо. При подготовке к экзамену я очень люблю такие моменты, здесь можно дискутировать с ребятами, выбирая оптимальный способ решения.
Кодификатор, скачиваемый с сайта ФИПИ вместе с демоверсией и специ­фикацией, дает полное представление о содержании и требованиях к уровню подготовки выпускников. Подойти к его использованию на уроках можно творчески: мы устраиваем устные взаимозачеты, соревнования по формуле «кто быстрее», физический пинг-понг по определениям и другие забавные игры.
Во время домашней подготовки ребята могут прорешать предлагаемые варианты целиком, что даст полное понимание того, как устроен экзамен, и позволит понять, как целесообразнее распределять время на ЕГЭ. Однако можно пойти нестандартным путем, особенно в начале учебного года, когда электродинамика и квантовая физика еще не пройдены: решить все задания под номером 1 из каждого варианта, затем все задания под номером 2… и так до тех пор, пока задания на механику не будут выполнены. Затем можно произвести то же самое, выбрав задания по молекулярной физике. Наверное, задача учителя здесь заключается в том, чтобы показать пути, которыми можно двигаться вперед. А дело ученика – пойти именно той дорогой, которая ему наиболее интересна. И тогда удовлетворение от проделанной работы, несомненно, получат и дети, и взрослые.

​Наталия ЯНИКОВА, учитель физики, руководитель технопарка Псковской инженерно-лингвистической гимназии, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте