Свой первый урок помнить буду долго. Не тот, который давала на педпрактике в 5-м педколледже, а другой, по-настоящему первый, самостоятельный.
Планирование? Какое планирование? Ну было – не отрицаю, да сплыло…
– Здрасть, а вас как зовут?
– А вам сколько лет?
– Вы надолго?
– Всему свое время. Сядьте, пожалуйста. Здравствуйте, меня зовут Дарья Игоревна. С сегодняшнего дня информатику у вас буду вести я. Даю вам 5 минут для того, чтобы вы написали свои вопросы. У кого нет листика?..
Уф, все в порядке. Главное, не бояться.
– Да, вопросы можно любые задавать. Что? Отвечу на все, если они корректные.
Н-да, вот что значит брать класс в середине года. Да еще седьмой. И все полтора года так. Задумал одно, а в итоге импровизация на каждом шагу. Влада Шилова сидит и цветочек поедает. “Вкусно, – говорит, – Дарья Игоревна”. Что делать – непонятно, а ведь следующий ход за мной.
– Влада, а вы вон тот цветочек не пробовали?
– Ой, вкусно, попробуйте…
– Да нет, спасибо, я сыта. А вы, Влада, вот этот пробовали?
Хватает веточку… Секундное замешательство.
– А он искусственный…
Вот незадача. Только что она была в центре внимания. Теперь опять я. Какой предмет этому учит? Лично меня – жизнь.
Заповеди молодого специалиста:
1. Лучший урок – впереди. Худший – тоже.
2. Ты не ездовая собака. Не взваливай все на себя √ оставь другим.
3. Не сравнивай свою зарплату и зарплату мастера. Все равно на один поход в магазин.
4. Разряд – не гиря, так просто не поднимешь. Трудись.
5. Потерпи немного, скоро все закончится, и ты станешь рядовым учителем.
В университете мы проходим педагогику. “Не нужны мне ваши личные примеры, – говорит нам педагогиня на зачете, – мне теорию, только теорию”. Итог печален. Спросите “Что такое дидактика?” у студента. “Ну, дидактика – это дидактика, это раздел педагогики…” Дальше человек теряется в многословном определении. А нельзя ли попроще? Дидактика – это обучение, и точка.
Никакие конспекты абстрактных занятий не заменят откровенного “разбора полетов” после открытого урока. “Ты мне сформулируй свои обучающие, развивающие и воспитывающие цели”, – пытала меня завуч. Первое с грехом пополам назвала, а остальное, оказывается, потеряла в процессе. И понимаешь – плохой у тебя урок, никудышный, на 2 с минусом. Хотя в теории смотрелся прекрасно.
Откуда “уши растут”? На той самой педагогике тебе только что рассказывали о структуре урока. Так все красиво в теории получается, что не знаешь, куда на практике деваться┘ от стереотипов. Нужны не знания, а личности. Живые, из плоти и крови, такие же, как и ты, учителя, только старше и опытнее. Чтобы можно было попросить совета, просто выговориться. Где взять идеал для подражания?
В институте? Пожалуйста, вот тебе, молодой специалист, идеал. Бери – не хочу.
Например, преподаватель методики истории.
Диалог студентов:
– Что вы тут проходите?
– И не спрашивай, тебе на этот вопрос никто не ответит.
На семинаре преподаватель дает задание. Мы делаем вид, что поняли. Потом делаем вид, что делаем. Потом говорим полную белиберду с умным видом. Учительница делает вид, что нас понимает. Стопроцентный самообман.
Или педагогиня.
Только что рассказывала о том, как нужно уметь сопереживать ребенку, слушать его, жить с ним одной жизнью. После лекции подхожу к ней.
– Извините, я не успела сделать конспект, в школе готовились┘
– Это ваши проблемы. Сдадите позже – минус балл. Так, следующий.
Внутри закипает злость от тупой безысходности. И в очередной раз даешь себе зарок: “Смотри, Даша, учись у старших. Когда к тебе придет ученик, не поступай с ним так”. Отрицательный пример √ тоже пример.
Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ,
студентка 3-го курса исторического
факультета МГПУ
Комментарии