Учимся
играючи
О, это вечное наказание Божье – неуспевающий ученик! Что только не делали с ним: оставляли после уроков, приходили на дом, вызывали родителей, грозили второгодничеством, исключали. Безрезультатно. Он был, есть и скорее всего будет.
Неуспевающий ученик – явление, становящееся постоянным. Из слабоуспевающего ребенок превращается в совершенно отстающего, а впоследствии и вовсе в балбеса. Прилепив раз и навсегда этот ярлык, его тянут кое-как из класса в класс, вздыхая и качая головами.
Подход, который предложил молодой специалист из “Учебно-методического центра гуманитарного образования” на базе школы # 365 (Фрунзенский район) Владислав Кузьмин, абсолютно иной. Прежде всего слабые дети не должны знать, что они слабые. И никто не может их в этом упрекнуть, потому что отношение к ним такое же, как и к успевающим детям. Материал им дается в более доступном виде. Ребенку важно понять, что его уважают, не считают глупым и дурным, а правильный ответ есть результат его собственного труда.
После начальных классов ребят объединяют в отдельную группу, и методика преподавания изменяется. На уроках истории, которые ведет Владислав, мне показалось очень интересным то, что делают ребята в тетрадях, – моделируют. Вырезают из бумаги и клеят – поселения древних славян, Великий Новгород, корабли Петра Великого и многое другое. Так, сочетая познавательный и игровой моменты, они лучше усваивают материал. У кого-то все раскрашено фломастерами, у кого-то простым карандашом.
– Почему? – спрашиваю я.
– Не у всех семей есть возможность купить то, что нужно. Особенно если родители пьют…
На олимпиадах “Путешествие в историю”, проводящихся в слабоуспевающих классах, награждается каждая команда. Даже самая неудачная получает третье место. Никто из ребят не должен страдать от заниженной самооценки.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Санкт-Петербург
География
русской души
“Зачем нужна география, если невозможно путешествовать?” – вопрос вполне логичный по нынешнему времени. Чтобы его избежать, я считаю вполне уместным обращение на уроках географии к опыту наших предков-славян, к их романтическому, историческому и бытовому наследию.
В отличие от современной технократической цивилизации древние не изменяли окружающую среду под себя, а существовали в ней, подстраиваясь под нее в соответствии со своими потребностями. Народный календарь, основанный на фенологических наблюдениях, – это стройная система годичного природного цикла. Так, названия месяцев – липень, лютый, березозол и т.п. – напрямую связаны с явлениями природы, оказывающими решающее влияние на жизнь людей в данный отрезок времени. Древние славянские боги также являются романтическим осмыслением природных процессов, реально воздействующих на жизнь человека (культ Матери-Сырой Земли, Ярилы, отвечавших за урожай, Велеса – бога природных богатств, Даждьбога и связанного с ним годичного солнечного цикла и т.д.).
Строительство и обустройство жилища, народный костюм также связаны с признаком географической детерминированности.
Перевод на язык современной географии древних знаний, хранящихся до сих пор, как правило, в зашифрованной форме, становится увлекательным занятием для детей. Кроме того, мои ребята живут в селе, где еще не исчезли носители народной памяти.
Имея дело с русским складом характера, мы должны учитывать особенности “географии русской души”. “Безграничность России, ее ширь направляет энергию русского человека в созерцание, душевность. Русский человек – человек земли. Он широк, как русские поля, дающие ему уверенность и безопасность…” (Н.Бердяев)
Было бы по меньшей мере наивным на пороге XXI века призывать “назад в пещеры”. Но я считаю, что самые новейшие компьютерные технологии не смогут заменить человеку живой природы, сохранять, а не разрушать которую помогает изучение опыта предыдущих поколений.
Надежда РОМАНОВА, учитель географии Торошинской средней школы, финалист конкурса “Учитель года России-99”
Псковский район,
Псковская область
Комментарии