Лоскутный король
Не оскудела земля русская мастерицами. Казалось бы, с чего им сохраняться: прогресс семимильными шагами вперед бежит, традиций осталось раз, два и обчелся, и тем не менее рукоделицы есть. Поражают они глаз, порядком уставший от неона, творениями искусными и удивительными.
В галерее-клубе в Сабурове прошла персональная выставка художницы Татьяны Синициной. Выставка была бы обыкновенной (сколько у нас их проводится!), если бы не интересный нюанс: посетителями являлись учителя московских школ. А еще конкретнее, преподаватели технологии. Только для их пытливого взора распахивались панно, расстилались одеяла, демонстрировались картины. Из лоскутков. Из обрезков и кусочков, которые обычно выбрасываются в мусорное ведро. То, что лежало на столах и висело на стенах, производило впечатление необыкновенное. “Богоматерь Владимирская”, “Ростов Великий”, “Театр. Аллегория”, “Томление”, “Пьяный король”.
Учителя, не имеющие возможности посетить дорогостоящую выставку, здесь смогли соприкоснуться с настоящим искусством. Лоскутная техника каждому из них знакома не понаслышке: она занимает не последнее место на уроках технологии. И то, каких высот она достигает, будучи использована художником, учителю видеть необходимо.
Детям, конечно, не справиться с мягкой игрой полутонов, с объемной фигурой короля, с плачущими глазами Богоматери. Об этом сожалеют сами учителя. Для девочки-пятиклассницы сложновато шить зигзагом и сочетать цвета. Но ей дана беспредельность фантазии. Ей дана впереди целая жизнь, чтобы учиться.
Очень интересной мне показалась задумка руководства галереи-клуба о проведении серии целевых встреч. Понравился учителям показ моделей (тоже из лоскутов) Татьяны Лазаревой – и вот состоится встреча, где автор подробно расскажет о приемах, методике, ответит на вопросы. По этой же схеме строятся занятия в мастер-классах, в которых уже сами школьницы задают вопросы художнику, модельеру, дизайнеру, визажисту.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Москва
ОБЖ обязательно?
Наша школа перешла на Базисный учебный план. Ивановское управление образования в его инвариантную часть включило ОБЖ с 1-го по 9-й класс по 1 часу в неделю как региональный компонент.
Мы понимаем важность этого предмета, но при отсутствии подготовленных специалистов, учебников (на книги у родителей не хватает денег) считаем преступлением против ребенка вводить предмет таким образом.
Как нам быть?
Г.С.КУРИЦЫНА,
директор средней школы # 2
Комсомольск,
Ивановская область
На вопросы отвечает Борис МИШИН, главный специалист Департамента общего среднего образования МО РФ:
– А я считаю, преступление – то, что на наших глазах гибнут дети: в огне, на дорогах, на воде… Министерство образования приняло необходимые меры по нормативно-правовому, учебно-методическому и кадровому обеспечению образовательного процесса – для всех ступеней общеобразовательной школы разработаны минимумы содержания образовательных предметов по курсу ОБЖ. Для начальной школы этот минимум отражен в курсе “Окружающий мир”. Напомню, минимумы – это компонент образовательных стандартов, они утверждены приказом Министерства образования. При участии министерства разработаны учебники и учебные пособия, более 30 наименований ежегодно входят в федеральный перечень, рекомендованный министерством.
Теперь о кадровом обеспечении. В начальной школе, как правило, ОБЖ преподают учителя начальной школы. В 5-9-х классах, учитывая отсутствие времени на преподавание этого предмета, министерство рекомендовало (приказ # 322 за 1998 год) интегрированное преподавание ОБЖ в курсах “Природоведение”, “Биология”, “Технология”, а также факультативные курсы за счет школьного компонента содержания образования. В перспективе, поскольку утверждены минимумы содержания по преподаванию ОБЖ для 5-9-х классов, в Базисный учебный план будет внесена поправка о выделении времени на преподавание ОБЖ за счет инвариантной части Базисного учебного плана. А в 10-11-х классах ОБЖ – обязательный предмет.
Комментарии