Ода коллеге
Несмотря на нашу трудную жизнь, у учителя бывает немало счастливых минут.
Урок литературы в 6-м классе по теме “Притчи Леонардо да Винчи”.
Учитель – Наталия Алексеевна Исупова.
Урок великолепен. Глубокие межпредметные связи – ребята знакомились с творчеством Леонардо да Винчи на уроках рисования, готовили рисунки к уроку литературы. Умело поставленные вопросы учителя. Ученики цитируют прочитанное до урока, инсценируют притчу, читают и свои стихи. Вот итог кропотливой работы учителя с классом не только на уроке, но и после него. И за каждым словом, взглядом ребят было видно, какую радость доставляет им урок и как они боготворят свою учительницу. Это не отрепетируешь и не сыграешь.
Наталия Алексеевна рассказала на уроке притчу о горностае, который был убит, потому что ни при каких обстоятельствах не мог испачкать свою белоснежную шубку. Я, зная Наталию Алексеевну много лет, могу сказать, что горностай – символ и ее глубины и чистоты. Никакие житейские бури не смогут замутить ее душевную чистоту.
М.ИГУМНОВА,
учитель средней школы # 40
Вятка
Философия и фотография
Елена Тихонова, учительница русского языка и литературы нашей гимназии, задумала провести этот урок с семиклассниками после встречи с фотохудожником, фотографом журнала “Ямальский меридиан” Евгением Митрофановичем Гапоновым на его персональной фотовыставке.
Елену Борисовну особенно потряс снимок летящего мальчика. Да, да, именно летящего. Фотография заставила учительницу в буквальном смысле слова не просто удивиться – ахнуть. От удивления, от чувства причастности к полету.
Как-то с сыном-подростком фотограф вышел погулять в окрестностях города. Сын взобрался на телеграфный, как оказалось, изрядно подгнивший, столб. Столб стал наклоняться и падать.
– Папа, столб падает!
Папа и художник. Кто отреагирует первым? Первым среагировал художник. Так родился шедевр фотоискусства. Схвачено мгновение полета.
Фотоработам Евгения Гапонова характерна философичность, что нередко находит отражение даже в названиях: “Своя ноша не тянет”, “Колесо истории”, “Вечный транспорт Севера” и т.д.
Фотографии Гапонова столь выразительны, говорящи, что дети с удовольствием выбирают фотографии для обсуждения.
На фото – Ямбург. Известный теперь на весь мир центр газодобычи. Но на снимке – два мира. Чум – олицетворение мира охотников и оленеводов. И домики. То ли геологов-первооткрывателей, то ли нефтегазодобытчиков. Вокруг тундра, лес. Лес и тундра. Центр Вселенной. Умиротворенность. Покой. Но и сюда, в мир красоты и гармонии, вторгается нечто новое, непонятное и чужеродное. В недостроенности – нота тревоги и грусти. Ржавая трава, рваные шрамы от гусениц…
На фотографии “Грибы Заполярья” – не просто солнечные яркие подосиновики. Впрочем, и этого было бы, пожалуй, достаточно: порадовать красотой. Но изображено гораздо больше. Обычно эти грибы не любят большие семьи, встречаются поодиночке, лишь изредка небольшими группами. А на этой фантастической фотографии изображено самое редкое и необыкновенное творение природы. Как дружная, большая и крепкая семья, грибы неразлучны. Два больших сросшихся гриба – “папа” и “мама”. Они, как купол церкви, оберегают своих деток.
– Я бы хотела, чтоб так было и у людей, – взволнованно, растроганно говорит ученица. – Чтобы взрослые оберегали малых, малые уважали взрослых. И тогда мир был бы счастлив, дружен и прекрасен. И чтобы девизом людей было: “Один за всех и все – за одного!”
Обычно уроки развития речи учителя-словесники проводят на основе анализа классических произведений искусства. Обращение учителя к фотоработам для урока развития речи и – главное – мысли и чувства учеников, вызываемые от встречи с этими работами, лишний раз свидетельствуют о мастерстве их творца.
Анатолий МАКЕЕВ,
зав. кафедрой общественных наук гимназии
Салехард,
Тюменская область
Комментарии