search
main
0

Попробовать «на вкус»

И сформировать собственный круг интересов

Одной из важных задач современной образовательной организации является формирование доступной и комфортной среды для всестороннего и гармоничного развития каждого обучающегося в соответствии с его возможностями и потребностями.

 

В настоящее время московское образование позволяет обеспечить качественное образование, равный доступ к образовательному процессу и широкий спектр самых различных направлений для всех ребят, в том числе с учетом особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.

Особо стоит обратить внимание как на единую, комплексную систему организации процесса дополнительного образования, так и на применение индивидуального подхода к проектированию образовательных траекторий ребят различных возрастов и интересов.

Дополнительное образование в отличие от основного не является обязательным. В этом его особенность, сила и в то же время уязвимость.

Сила, потому что отсутствует фактор принудительности, ребенок выбирает занятия в кружках и секциях в соответствии со своим желанием. В этом же и уязвимость дополнительного образования – педагогу нужно суметь удержать интерес и развивать способность к непрерывному самообразованию, не имея в руках кнута в виде отметок и ЕГЭ. Кроме того, фокус дополнительного образования направлен на процесс, а не на результат, хотя, безусловно, результат важен как для самого ребенка, так и для педагога. Стоит отметить, что под результатом следует понимать не предметный, а личностный результат. Именно на развитие личности ребенка и происходящие в ней в процессе обучения изменения направлены федеральные стандарты третьего поколения.

Дополнительное образование расширяет кругозор, дает возможности проявления творческих способностей, помогает обучающимся найти и определить свои интересы в сфере самых разнообразных видов деятельности и, кроме того, открывает новые возможности для коммуникации и межличностного общения.

В нашей школе накоплен богатый опыт предоставления возможности выбора занятий по интересам в рамках дополнительного образования. При переходе детей из дошкольных учреждений на первую ступень акцент делается на преемственности и непрерывности образования. Так, посещая в дошкольном учреждении объединения художественной направленности (студию ритмики, лепки, изостудию, объединение Musicbox), ребенок продолжает творчески развиваться в аналогичных студиях уже в начальной школе. Это помогает первоклассникам лучше адаптироваться к школьной жизни и освоить новую социальную роль «ученик».

Вместе с тем учащимся начальной школы предоставляется возможность попробовать себя и в новых для них сферах деятельности и кружках, таких как «Робототехника», «Дизайн», «Игрушечки из бисера», «Мастерская чудес», «Песочные фантазии». Занятия в них способствуют развитию у младших школьников логического мышления, пространственного воображения, мелкой моторики, фантазии, вкуса и чувства стиля, а также коммуникативных навыков. Ведь детство – это возраст, когда нужно увидеть как можно больше и как можно больше попробовать «на вкус», чтобы затем сформировать собственный круг интересов и развивать не только свои сильные, но и слабые стороны. Возможности города позволяют ребятам испытать свои качества и навыки. Мы ежегодно участвуем в конкурсах и фестивалях, проводимых на площадках Москвы. Это Международный фестиваль-конкурс детских талантов «Хрустальная капелька», Международный фестиваль-конкурс эстрадной песни «Твой голос», Московский фестиваль «1+1: равные условия – равные возможности», городской фестиваль детского и юношеского творчества «Эстафета искусств».

Наши ребята – дипломанты и лауреаты конкурсов «Театральный олимп», «Его величество театр», «Огонь – друг, огонь – враг», «Московский вернисаж», «Семь нот», призеры турниров по карате и самбо.

Спорт в жизни школьника играет далеко не второстепенную роль. Тема здоровьесбережения проходит красной нитью в федеральных государственных образовательных стандартах. Формирование здорового образа жизни является особенно актуальным в начальной школе, где происходит закладка фундамента заинтересованного отношения к собственному здоровью. К старшим классам у ребят уже формируются потребность и привычка заниматься спортом. Занятия в секциях карате, самбо, бокса, футбола, подвижных игр, настольного тенниса, баскетбола, волейбола направлены на формирование культуры здоровья ребенка, его сохранение и укрепление. Успехи наших детей на турнирах и соревнованиях (победители кубка по баскетболу «Движение вверх», победители турниров по самбо и карате) радуют и вселяют веру в то, что и во взрослой жизни спорт будет для ребят осознанной необходимостью.

Для успешной будущей жизни нашим детям понадобятся не только жесткие, но и мягкие навыки (hard skills и soft skills). Стандарты нового поколения акцентируют внимание на развитии мягких навыков, тех знаний, навыков и личных качеств, которые не зависят от специфики работы, но помогают в работе, семье, увлечениях.

Самые востребованные мягкие навыки – умение работать в команде, критическое мышление, креативность, лидерство. Ими можно обладать от рождения, либо необходимо постоянно работать над собой: знать свои слабые места, развивать их и непрестанно совершенствовать свои сильные качества. В этом смысле дополнительное образование является благоприятной почвой для индивидуального развития, формирования мотивации к познанию, творчеству, труду и спорту.

Но не только кружки и секции развивают мягкие навыки. Ежегодно в нашей школе работает досуговый центр «Каникулы в Лукоморье». Ребята разных возрастов учатся коммуникации, быть в одной команде, работать над проектами и вместе проводить досуг, быть терпимыми к другим и критичными прежде всего по отношению к себе. Старшие помогают младшим, а младшие в свою очередь хотят быть как старшие.

Такой опыт разновозрастной деятельности оказывает положительное воспитательное воздействие: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, повышает собственную самооценку учащегося, статус в глазах сверстников.

Процесс преемственности и целостности организации дополнительного образования в единстве урочной и внеурочной деятельности придает учебно-воспитательному процессу разноуровневый и комплексный характер, что сегодня особенно важно для формирования и становления современной личности.

Системный процесс дополнительного образования – это к тому же и продуктивное использование свободного времени, помогающее обучающимся приобрести новые компетенции, которые они с успехом применяют и используют как в учебной деятельности, так и в самых различных сферах повседневной жизни и личностного саморазвития, которое привлекает новыми видами деятельности и активности.

Особо стоит отметить значение разработки рабочей программы воспитания, которая согласно федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения должна обеспечивать «создание целостной образовательной среды, включающей урочную и внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом различной специфики, потребностей самих обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Рабочая программа воспитания направлена на многогранное развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное и эстетическое, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения образовательных программ.

Грамотное и эффективно организованное дополнительное образование сегодня способствует благоприятным условиям воспитания и обучения, направлено на гармоничное развитие личности, развитие таких личностных качеств, которые необходимы для решения повседневных и нетиповых задач, адекватной ориентации в окружающем мире сегодня, здесь и сейчас. Важно создавать такие условия, которые будут способствовать максимально полному обеспечению образовательных потребностей и интересов школьников в рамках единого образовательного пространства современности.

Сегодня для современной московской школы крайне значимы и важны реализация всех образовательных потребностей обучающихся, их социализация, процесс комплексного психолого-педагогического сопровождения, проектирование актуальных, современных, эффективных и качественных направлений, маршрутов и траекторий.

В процессе дополнительного образования осуществляется и профориентационная работа: освоение актуальных на сегодняшний деть профессиональных и трудовых знаний, действий и навыков, ознакомление учащихся с современными разнообразными видами профессиональной деятельности. Так, безусловно, вопросы социализации и социокультурной интеграции обучающихся тесно связаны с вопросами профориентационной работы.

Ежегодно наши ребята принимают участие в чемпионатах и конкурсах профессионального мастерства «Московские мастера», «Мастерята» и «Абилимпикс».

Ученики интересуются и выбирают для участия самые разнообразные компетенции, например «Веломеханика», «Поварское дело», «Хлебопечение», «Сити-фермерство», «Звукорежиссура», «Психология», «Переводчик», «Учитель начальных классов», «Малярное дело», «Выпечка хлебобулочных изделий», «Ресторанное дело», «Флористика» и др.

У нас есть уже первая серьезная победа – два чемпиона Москвы в компетенциях «Выпечка хлебобулочных изделий» и «Учитель начальных классов», которые будут представлять нашу школу и город на национальном чемпионате «Абилимпикс».

Чемпионаты и конкурсы профессионального мастерства – это актуальный драйвер развития, который способствует знакомству с профессией и ранней профессиональной ориентацией, участию в конкурсном движении, развитию чувства соревновательной деятельности, развитию талантов, способностей, получению нового прикладного и профессионального опыта.

Большой популярностью в школе пользуются образовательные программы по робототехнике и мультимедийной журналистике. В 2021 году мы участвовали в конкурсе кружков, и наш кружок «Мультимедийная журналистика» представлен на карте кружкового движения Национальной технологической инициативы.

Безусловно, желание самих ребят и родителей, старание и профессионализм педагогов-наставников, развитие материально-технической базы, взаимодействие с городскими учреждениями среднего профессионального образования – колледжами – открывают новые возможности и перспективы!

По словам заместителя директора Национального института качества образования, члена рабочей группы по разработке ФГОС ДО и ПООП ДО Владимира Константиновича Загвоздкина, качественное образование – «это образование, которое гарантирует успешность».

Чтобы гарантировать успешность всем без исключения категориям обучающихся, нельзя довольствоваться достигнутым, необходимо постоянно развивать, модернизировать и улучшать условия образовательной среды, эффективно использовать современные технологии, научно-методические ресурсы и кадровый потенциал.

Валентина ПЫХТИНА, учитель математики, куратор уровня начального НОО школы №1998 «Лукоморье»;
Илья КАТАШЕВ, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №1998 «Лукоморье»;
Эльвира ФЕДЮШИНА, педагог-организатор дополнительного образования школы №1998 «Лукоморье»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте