На прошедшей недавно V, юбилейной, Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» много говорилось о достижениях российской педагогики и психологии, о необходимости более широко обмениваться опытом организации дошкольного образования с другими странами, более тщательно изучать не только труды иностранных специалистов, но и свой собственный опыт, наработанный отечественными учеными. О том, чем же наше дошкольное образование отличается от иностранного, мы беседуем с руководителем Центра воспитания и социальной педагогики Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ректором Московской академии дошкольного образования Николаем ВЕРАКСОЙ.
– Николай Евгеньевич, советское школьное и дошкольное образование долгое время считалось лучшим в мире. Что мы имеем на сегодняшний день?
– Но ведь существуют и другие теории, концепции, подходы?
– Если сравнивать наше образование с зарубежным, то в целом у нас все далеко не так уж и плохо?
– Начиная с 90-х нам постоянно твердят, что дети должны быть успешными. Насколько научна эта точка зрения?
– То есть детсад не должен готовить детей к школе? А как же ставка на создание равных стартовых возможностей для будущих первоклассников?
– Мы часто ссылаемся на опыт западных педагогов и психологов. А что мы можем заимствовать у восточных?
– В некоторых восточных системах воспитания ребенку позволяют делать всё. А у нас традиционно считают, что ребенок может делать лишь то, что ему разрешил взрослый. Кто прав с научной точки зрения?
– Какова, на ваш взгляд, главная проблема дошкольного образования?
– Николай Евгеньевич, как вы относитесь к пренатальной педагогике?
Комментарии