search
main
0

Попали в десятку

Московский детский сад комбинированного вида №2658, ставший дошкольным отделением школы №709, вошел в десятку лучших детских садов страны в рейтинге 3536 дошкольных образовательных учреждений из 16 регионов страны.

Елена СМИРНОВА,  научный руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ:оцениваю хорошие детские сады прежде всего с позиции детского психолога, с этой позиции меня интересуют и все проблемы дошкольного образования безотносительно рейтинга лучших детских садов. Хороший детский сад – тот, в котором хорошо ребенку, в котором он чувствует себя вполне комфортно, в котором ему обеспечивают его развитие. При этом прошу не путать развитие и обучение. Развитие – это не накопление знаний, это не обучение чему-то, даже пению, это развитие фундаментальных человеческих способностей: воображения, общей инициативы, активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, отношения к близким и другим людям. Все эти способности закладывают в дошкольном возрасте, поэтому в этом плане этот период чрезвычайно ответственный для становления личности человека, поскольку если в этом возрасте у ребенка не сложится какая-то душевная жизнь, какие-то внутренние действия в отношении к другим, то потом наверстать, избавиться от всех этих недостатков будет очень трудно.Все фундаментальные способности человека формируют не на занятиях, не тогда, когда взрослый сообщает ребенку какие-то знания, а в специальных видах детской деятельности, к которым прежде всего относятся игра, конструирование, рисование, лепка. Есть много таких специфических видов деятельности, которые должны быть инициативны, самостоятельны. Так вот очень серьезные проблемы нашего дошкольного образования состоят в том, что оно переструктурировано и формализовано, что у детей абсолютно нет никакой свободы и времени для самостоятельной и свободной игры. Их переводят с одного занятия на другое, они постоянно в каких-то ситуациях и в формализованных режимных моментах, ни у воспитателя, ни у ребенка не остается просвета для какой-то инициативы и самостоятельности.Новый стандарт дошкольного образования, который был недавно принят, как раз направлен на развитие детских деятельностей, чтобы у ребенка были время и возможность играть, рисовать, общаться, самореализоваться, быть самостоятельным. Особое требование, особая надежда на воспитателей, на эти педагогические кадры, которые не должны диктовать, не должны командовать детьми и в то же время не должны их оставлять без какого-то присмотра и руководства. Вот это недирективное руководство, возможность включить детей в развивающие виды деятельности – очень важная сторона квалификации педагога, к которой не все педагоги готовы, так как им проще учить детей, сажать их за парты и передавать знания, чем организовывать различные виды детской деятельности. Это сегодня стало серьезной проблемой. Предметная среда детского сада тоже должна быть открыта для самостоятельности детей, для разных форм их активности. А у нас очень часто получается, что главной ценностью становится оснащенность детского сада, его богатство, обеспечение его всеми предметными атрибутами. Сегодня есть такие детские сады, которые пытаются стать образцовыми, где есть зимние сады с диковинными животными, где есть бассейны, где мраморные лестницы и свисающие водопады. Это очень богатые детские сады, но детям там делать нечего, потому что ничего нельзя трогать, все можно испортить, все это не для детей, а для проверяющих комиссий. Лозунг «Все лучшее – детям!» превращается в свою противоположность: очень богатый детский сад оснащен всем, что нужно, но дети там как приставки, они ходят по струнке, чтобы ни до чего не дотронуться. Это совершенно неправильный подход к детскому учреждению, как  к степени оснащенности, так и к безопасности. Казалось бы, такое хорошее и правильное слово «безопасность», но у нас, честно говоря, безопасность возводится в такой культ, что детям ничего нельзя: куда они ни ступят, все опасно. Кусты должны быть такой высоты, нельзя заходить в чужую группу, когда дети гуляют, все огорожено барьерчиками, нельзя брать что-то из шкафчиков. Конечно, полностью безопасным ребенок будет под колпаком, если он будет сидеть и не шевелиться. Но это же абсурд, это приводит к полной деградации и деформации, когда ребенок убеждается, что его вокруг подстерегают опасности, всего боится. Между прочим, были исследования, которые показали: когда всю заботу о безопасности берет на себя взрослый или среда, а дети сами не понимают, где может быть опасно, может быть повышенный травматизм. Когда ребенок сам не берет на себя ответственность за собственную безопасность, это чревато для него очень серьезными проблемами в дальнейшем, так что культивирование обеспеченности и безопасности бывает не всегда для детей.В новом стандарте дошкольного образования как раз заложены те принципы, которые, на мой взгляд, могут способствовать повышению правильной активной позиции ребенка, там содержатся и конкретные требования к педагогу. Педагоги сегодня – главная проблема, и все силы Министерства образования и науки РФ должны быть брошены на подготовку и переподготовку воспитателей детских садов.Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:оставление рейтинга детских садов – дело чрезвычайно важное для всех его участников, потому что они видят себя в ряду с другими, понимают, что плохо, что хорошо и как надо двигаться вперед, для руководителей регионов, для родителей. Это очень важно и для составителей такого рейтинга, потому что мы становимся прозрачными и понятными друг другу. Мы видим, что спрос на дошкольное образование очень вырос, мы понимаем, что вклад доверия на такой спрос очень большой. Я могу назвать доверие почти уникальной точкой в развитии российского общества, где это доверие возникло за все последние десятилетия. Люди стали доверять дошкольному образованию и хотят, чтобы их дети туда пошли. Бедные и богатые всплескивают руками и спрашивают: «А как же социализация?» – но под словом «социализация», конечно, подразумевается доверие к профессионалам, и даже самые образованные и подготовленные родители, наверное, вряд ли могут в одиночку справиться с ранним развитием своих детей. Эта точка доверия сегодня должна быть подкреплена той программой, той работой, которая идет в части составления рейтингов.Мы в Высшей школе экономики тоже составляем рейтинги, но на основе опроса руководителей ДОУ выборка даже меньше получается, чем в этом рейтинге. У нас есть также отдельно мнение родителей о дошкольном образовании, но в нынешнем прозрачном рейтинге ДОУ есть возможность понять, сопоставить разные детские сады. Очень важно то, что отставание от ожиданий заметно, это создает напряжение и тонус в понимании того, что не все у нас благополучно. Очень важно доверие к педагогам. Не в первый раз международные исследования показывают, что иногда мы живем в области мифов, считая, что здесь нет проблем. Проблемы есть, и серьезные. Точно так же мы получили такие итоги и в большом обследовании, где педагогов информатики и естественно-научного цикла, математики спрашивали о себе, об их удовлетворенности работой и проверяли уровень их квалификации, о том, прошли ли они за последние три-пять лет то повышение квалификации по своему предмету, которое способствует их профессиональному росту. Мы видели, с одной стороны, высокий профессиональный уровень педагогов, с другой – неудовлетворенность, а также самые низкие показатели по сравнению с другими странами профессионального роста, постоянно сопровождающего эту профессию. Поэтому без прозрачной ситуации, без внимания к тому, что происходит в разных регионах, двигаться дальше, оказывается, невозможно. Это движение должно быть сопряжено с тем диалогом, который позволяет организовать социальные рейтинги.Конечно, сейчас мы находимся в ситуации некоторого ажиотажного спроса и скорее зажимаем возможности выбора, потому что предпочтения родителей тоже различаются: одним важна близость детского сада к дому, другим – комфортность, третьим – эстетическое развитие, четвертые уверены, что важны спорт и оздоровление, и это самое существенное в дошкольном учреждении. Но само представление о критериях, об их масштабности, о том, кто и каких достигает здесь показателей, расшивает для родителей некоторые мифы, потому что оказывается, что и бассейн не самое главное, хотя в Москве разница в детском саду с бассейном и без бассейна на самом деле минимальна. Для ребенка важнее атмосфера в коллективе, доброжелательность педагогов, укомплектованность всеми кадрами и безопасность, которая есть. В целом важна вся среда: и игры, и игрушки, и возможность проведения этого времени, и развитие детей. Поэтому здесь шаг в сторону не только просвещенного родительства, но и вообще всех участников образовательного процесса, в процессе составления рейтинга сделан. Доверие к рейтингу растет, удвоение его участников по сравнению с прошлым годом – замечательный показатель, если дело дальше пойдет так, то скоро все детские сады страны будут в нем участвовать, им захочется попробовать свои силы, показать себя. Меня пригласили работать в Высшую школу экономики десять лет назад. Когда я туда пришла, практически ни одна школа, а тем более ни один детский сад, не были юридическими лицами. У них не было, как сейчас, управления финансами, даже сметы по строчкам не было, была централизованная бухгалтерия и единая ведомость на зарплату. За десять лет все наши школы и дошкольные организации превратились в настоящие образовательные организации, самостоятельно ведущие свою и образовательную, и финансово-экономическую деятельность, мы практически тем директорским корпусом совершили колоссальный рывок в том, чтобы и академические свободы защитить, и поддержать автономию. Это главные ресурсы в развитии качества образования – самостоятельность в управлении и содержательные аспекты деятельности, дающие перспективы развития. Сегодня желание и активность участия в рейтинге связаны, мне кажется, с ответственностью самих руководителей и пониманием ими этой ответственности перед семьями, перед детьми. Для меня это самый главный результат этой работы, этого рейтинга, потому что места в рейтинге могут меняться (иногда жаль, что они меняются медленнее, чем того хотелось бы), но если год от года ничего не делать, то ничего и через десять лет не получится. Возвращаясь на десять лет назад, я думаю, что получилось очень многое, основное, что характеризует полученное, то самое доверие, превращение дошкольного образования в социальную норму, которой еще десять лет назад не было. Образовательную стратегию семей я измеряю как минимум двадцатью годами, так вот нынче в семье нет ни одной долгосрочной стратегии ни по отношению к жилью, ни по отношению к профессии, ни по отношению к чему-то другому, кроме как к образованию. О своих детях в селе или в городе, в крупном или небольшом населенном пункте, в многодетной или однодетной семье родители думают, стремясь к тому, чтобы ребенок с раннего возраста пошел в дошкольное образовательное учреждение и дальше по образовательной траектории до высшего образования, то есть планируют его жизнь на двадцать лет вперед. Если этот путь мы делаем осмысленным, помогаем выбирать и проектировать эту траекторию, содействовать семьям в этой пока самой длинной для них стратегии, то это то, что сделает эту работу очень значительной и очень востребованной.Информация к сведениюМосковский институт развития образования провел первый семинар из серии ежемесячных практико-ориентированных семинаров для команд управленцев многопрофильными школами для научно-методического сопровождения становления и развития системы управления качеством образования в многофункциональном образовательном комплексе (многопрофильной школе) «Преемственность между дошкольным и начальным образованием в образовательном комплексе (многопрофильной школе)». Более 40 представителей из 13 многопрофильных школ рассмотрели такие важные вопросы, как «Законодательные основы преемственности дошкольной и начальной ступеней общего образования», «Преемственность дошкольной и начальной ступеней общего образования – содержательные и методические аспекты», «Преемственность инклюзивного образования в многопрофильной школе». В центре их внимания был спектр проблем, связанных с преемственностью между дошкольным и начальным образованием в образовательном комплексе (многопрофильной школе), который помог увидеть возможности взаимодействия в рамках сети базовых школ МИРО.По результатам семинара была сформирована сеть базовых многопрофильных школ МИРО и оформлены договора о сотрудничестве образовательных комплексов с МИРО в рамках участия в реализации программы развития образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте