Тридцать три года назад мое письмо «А надо, чтобы учитель…» вы опубликовали на своих страницах. Я в те далекие годы только-только начинала свою работу в школе. Старалась всему научиться, все освоить, понять, разобраться. Так прошло много лет. Я состоялась в профессии. Меня любили дети, уважали родители и коллеги. Но не начальство. Хотя, честно сказать, сначала оно вовсе не плохо ко мне относилось: меня продвигали (руководила методическим объединением в школе, в городе, работала заместителем директора лицея), награждали (грамоты, благодарности, звание почетного работника дали).
Потом все изменилось. С приходом НСОТ, с подушевым финансированием администрация переключилась с педагогической деятельности на бухгалтерскую. Стали считать деньги (конечно, это тоже надо делать) и оценивать работу учителей с позиции «А какие дивиденды он принес школе?». Кому-то могли выписать премию за участие в концерте, а кого-то лишить зарплаты (мне и моей коллеге урезали зарплату за проверку тетрадей). Кто возмущался, задавал «неудобные» вопросы, того наказывали рублем… В общем, попала я в категорию «неудобных». Обращалась с жалобой в областную администрацию. Но местное начальство с нашим директором дружит, а со мной нет. Так что ничего у меня не вышло. Вызвали, выслушали, устроили очную ставку с директором лицея. Знаете, какой итог? Существующая система позволяет директору на законных основаниях выживать неугодных учителей. Я поняла, что школе учителя, такие как я, не нужны. И ушла из лицея в 53 года. Пережила это тяжело. Анекдот: моя пенсия всего на тысячу рублей меньше моей зарплаты. За 30 лет работы в школе я ничего не скопила. Как говорится, и жить не на что, и умереть нельзя. Одна отрада – мои ученики, родители, коллеги, родные. Я счастлива, что ученики меня любят, родители уважают, ценят, коллеги-друзья поддерживают. Дети (самым младшим уже за 20, старшим за 40) предлагают помощь. Мои ученики не просто умные, талантливые, но очень порядочные, образованные (в самом лучшем смысле этого слова), благодарные. Это самое дорогое мое богатство. В этом году мне исполняется 55. Я горжусь этими пятерками. Сейчас проживаю в Петербурге у дочери, она, кстати, тоже моя ученица. А работала я в Кировской области, там и находится лицей, которому отдала 22 года жизни. От редакции Получив такое письмо, мы не могли не связаться с автором, благо телефон был указан. До сих пор, а Людмила Николаевна не стала работать в лицее два года назад, учительница тяжело переживает свой уход. Это понятно, школа не отпускает учителя. Как забыть годы работы в лицее?! Хорошо, что Людмила Николаевна теперь уже смогла посмотреть на ситуацию со стороны, написала письмо, нашла в нынешнем положении хорошие стороны, которые ее радуют. Вот об этом мы и говорили с нашим автором по телефону. На вопрос о том, чем мы можем помочь, учительница мудро заметила: «Выслушали меня, поняли, вот и помогли». Что ж, будем на связи с нашим давним автором. Людмила МЕЛЬНИК, учитель математики, Санкт-Петербург
Комментарии