“Счастливый случай”
Проводится среди учеников 5-7-х классов. Класс красочно оформляется: на доске – панно “Счастливый случай”, на доске – табло подведения итогов игры, на столе – игровое поле со стрелкой. Поле разделено на 8 секторов: 1. Вычисления. 2. Формулы. 3. Единицы измерения. 4. Проценты. 5. Время. 6. Логика. 7. Геометрия. 8. Счастливый случай. Если во время игры стрелка указывает на сектор “Счастливый случай”, то команда получает дополнительное очко. На каждом секторе лежит конверт с заданиями по теме.
Перед началом игры разыгрывается право первого хода. Проводится разминка. Разминку проводит ведущий.
Вопросы разминки:
I команда
– Результат сложения.
– Сколько цифр?
– Наименьшее трехзначное число.
– Сумма всех сторон многоугольника.
– Прибор для измерения углов.
– Сколько сантиметров в метре?
– Сколько секунд в минуте?
– Результат деления.
– Сколько лет в одном веке?
– Сколько дней в году?
II команда
– Результат вычитания.
– На какое число нельзя делить?
– Наибольшее двузначное число.
– Сотая часть числа.
– Прибор для построения окружности.
– Сколько граммов в килограмме?
– Сколько минут в часе?
– Результат умножения.
– Сколько часов в сутках?
– Сколько дней в неделе?
Гейм I. “Знакомство”.
Капитан первой команды выбирает категорию вопроса, запустив стрелку игрового поля. Для размышления дается 20 секунд. За верный ответ присуждается одно очко, если ответ неверен, то заслушивается ответ другой команды. Если ответ и второй команды неверен, то заслушиваются версии ответа зрителей. За правильный ответ зрителю выдается поощрительный красный квадратик. Таким образом, каждая команда отвечает поочередно на 8 вопросов.
Гейм II. “Третий лишний”.
Проигрывая, команда получает право первого ответа. Командам по очереди предлагается просмотреть по две видеозаписи. За 5 секунд они должны ответить на вопрос “Что здесь лишнее и почему?” За верный ответ команда получает одно очко. Видеозаписи могут быть различными, например:
– гектар, сотка, метр;
– ярд, тонна, центнер;
– конус, квадрат, призма;
– треугольник, прямоугольник, ромб.
Гейм III. “Ты мне, я тебе”.
Каждый член команды задает вопрос представителю команды соперников. На размышление дается 20 секунд. Команда, чей игрок задал наиболее интересный вопрос, получает дополнительное очко.
Гейм IV. “Темная лошадка”.
Ведущий читает выдержки из докладов учеников, написанных в ходе проведения ИМ, задаются вопросы – о ком из великих математиков идет речь? Командам поочередно задается по 5 вопросов. За верный ответ – одно очко. Если ответ неверен, то право ответа получает команда соперников. Если отвечают зрители, то выдается поощрительный красный квадратик.
Гейм V. “Дальше, дальше”.
Начинает проигрывающая команда. Учитель – ведущий в течение 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд – дать как можно больше правильных ответов. Каждый правильный ответ на поставленный вопрос оценивается в одно очко.
Вопросы:
I команда
– Наименьшее простое число.
– Сколько нулей в записи числа миллион?
– Величина прямого угла.
– Когда произведение равно нулю?
– График прямой пропорциональности.
– Что больше: 2 м или 201 см?
– Сравните 2/5 и 0,5.
– Радиус окружности 6 см. Диаметр?
– Какую часть часа составляют 20 минут?
– Найдите 1% метра.
– Корень уравнения IхI = – 1.
– Утверждение, принимаемое без доказательства.
II команда
– Наименьшее натуральное число.
– Сколько нулей в записи числа миллиард?
– Величина развернутого угла.
– Когда частное равно нулю?
– График обратной пропорциональности.
– Что меньше: 2 дм или 23 см?
– Сравните 0,7 и 3/5.
– Диаметр окружности 8 м. Радиус?
– Какую часть минуты составляют 15 сек.?
– Найдите 10% тонны.
– Корень уравнения IуI = – 7
– Утверждение, требующее доказательства.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Она награждается грамотой. Зритель, набравший наибольшее количество красных квадратиков, получает орден “Архимеда” – за активное участие.
Интеллектуальное казино “Что? Где? Когда?”
Проводится для ребят 8-9-х классов.
Ученикам 5-7-х классов была предоставлена возможность составлять вопросы для казино.
Лучшие из представленных вопросов вошли в игру.
Казино проводится по типу телеигры. Есть вопросы из “черного ящика”, сектор “Зеро”, где вопросы задает крупье (учитель математики), сектор “Знание” – вопросы учителя физики и химии. Игровой волчок можно прекрасно заменить игровым полем со стрелкой. А дальше все как в телеигре: ставки, которые утраивались в случае выпадения сектора, победы команды знатоков или зрителей, представивших вопросы, азарт, игра и большая тяга к познанию. Эмоциональный настрой в игре очень велик. Ребята делают свои первые шаги в развитии деловых отношений.
ВОПРОСЫ:
– Это название происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”, буквально, рассекающая на две части. О чем идет речь? (биссектриса).
– Великий древнегреческий математик в знак благодарности за доказательство теоремы принес в жертву сто быков. Кто это? (Пифагор).
– На могиле этого великого математика установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. По этому чертежу и нашли его могилу почти 200 лет спустя. О ком шла речь? (Архимед).
– Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены лекциями Остроградского по математике. (С.В.Ковалевская).
– Название этой фигуры произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Введена пифагорийцами, а используется в играх маленькими детьми. Что в “черном ящике”? (Куб, кубик).
– Она появилась более тысячи лет назад в Хорезме, а ввел ее, создал великий математик Мухаммед-бен-Муса аль Хорезми. (Алгебра).
– В переводе с греческого это слово означает “натянутая тетива”. Что это? (Гипотенуза).
– Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояние, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта поставлен памятник. Кто удостоился таких почестей? (Нуль).
Елена АХМЕДОВА,
учитель математики Лужковской основной общеобразовательной школы
деревня Щеголево,
Михайловский район,
Рязанская область
Комментарии