По окончании конкурса «Школьный музей: новые ракурсы» (его итоги были подведены в №№12 – 13 «УГ» за 2007 год) партнер «Учительской газеты», некоммерческое партнерство «Стоик», провел для актива школьных музеев дистанционный мастер-класс. 36 учеников – дети и взрослые – осваивали премудрости компьютерной графики, учились создавать коллаж, постигали основы критического мышления, писали эссе. Одно из заданий стало одновременно полезным упражнением и рефлексией пройденного – педагогам и школьникам предложили создать эссе на тему «Дистанционное обучение вообще и в частности». Фрагменты трех сочинений мы предлагаем вашему вниманию.
«Все это следует шить»
Дистанционное обучение (ДО) сейчас – это модно. Многие считают его панацеей от всех бед. При этом как-то совершенно отходит на задний план вопрос о том, что ДО – это умение организовать свою самостоятельную работу, «заставить» себя делать все в срок и не накапливать долги по заданиям. Отследить эти моменты тяжело даже нам – взрослым опытным учителям, что уж говорить о детях.
Для ДО необходимы хороший ПК и высокоскоростной интернет. Компьютеризация страны практически состоялась, а вот с интернетизацией пока… И свободный доступ не всегда возможен в связи с огромной занятостью кабинета, и технических проблем куча. Но, будем надеяться, что со временем станет легче.
Очень часто говорят, что ДО – это возможность повышения квалификации учителей без отрыва от работы. Но, к сожалению, на такое обучение учитель должен тратить свое время, а его учитель выкраивает и из времени подготовки к урокам, и из личного времени, и из времени, предназначенного на отдых.
Мое ДО – это бесплатные дистанционные курсы для педагогов, в основном по различным вопросам информатики и информационных технологий. Результат – я практически поменяла направление педагогической деятельности с математики на информатику. Первый курс, «Создание анимации», слушала в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Понравилось, получилось. Это было уже три года назад. Дальше – больше. В этом году прошла обучение на семи дистанционных курсах. Встречаются разные, но большинство – удачные.
Подведем черту. Дистанционному обучению быть! А вопросы методики, технические проблемы, оргвопросы со временем решатся. Мы должны быть готовы к активному вхождению такого обучения в жизнь. Пусть будет обычное обучение, пусть будет заочное обучение, пусть будет ДО!
– Вы полагаете, что все это будет носиться?
– Я полагаю, что все это следует шить!
Елена СУХОРУКОВА, учитель информатики гимназии имени Ю.А. Гарнаева, Балашов, Саратовская область
Эпическая битва
Гимназия №4 любит проводить на своей базе различного рода эксперименты. Сначала всех учителей заставили обучиться информационным технологиям, затем взялись за введение в десятых классах дистанционного образования. Все ли довольны сложившейся ситуацией? За ответом можно обратиться к самим ученикам. Дистанционка была введена по истории, биологии, географии, физике, литературе. Каждому ученику расписано время в медиацентре для индивидуальных занятий. И вот мы уже свидетели эпической битвы за знания. Скольких сил физических и моральных стоит каждому учителю один ученик! Посадить нерадивое чадо за компьютер, заставить прочитать задание, удержать его на протяжении урока на месте, потому что так и хочется вскочить и побежать в столовую, откуда так заманчиво пахнет булочками. Сколько конфликтов, вызовов родителей, клятв и обещаний, пока, наконец, все уладилось. Так ли это? Доступно ли преподносится материал учителями дистанционного образования? Нет, говорят ученики. Язык заданий зачастую очень сложен. Приходится сидеть вместе со школьным учителем и разбираться в этих хитросплетениях. А зачем это надо, когда школьный учитель вот он, под боком? Лишняя трата времени и сил. Лучше заняться научной работой. В нашей гимназии она является обязательным гимназическим компонентом.
Будет ли жить дистанционка? Ну хотя бы в нашей передовой гимназии? Трудно сказать.
Анна КУПКЕЛЬ, преподаватель истории, МХК, краеведения гимназии №4, Пермь
Рука потянулась к «УГ»
Дистанционные курсы – это здорово! Тем более если живешь в селе. Для себя я узнала много нового. Приобрела умения и навыки работы с компьютером. Научилась создавать коллаж. Оказалось, очень увлекательно. Дистанционные курсы были для меня своеобразной отдушиной от повседневности. Заочно познакомилась со своими коллегами – руководителями школьных музеев. Переняла для себя некоторые их замыслы, идеи.
А началось все с простой аттестации учителей. Январские каникулы. Идет заседание аттестационной комиссии. Учителя рассказывают о своей работе. Диагностика. Мониторинг. Дидактика. Методика… Рука потянулась к «Учительской газете». А там объявление о конкурсе «Школьный музей: новые ракурсы». И моя любознательность, мой азарт шепнули: «Давай, попробуй!» Тем более музей, краеведение – мои любимые увлечения, которые зародились в школе, когда сама была экскурсоводом.
В музее есть возможность созидать. Вместе с детьми собираем экспонаты, таким образом пополняем фонды, проводим экскурсии, занимаемся исследовательской работой. С 2005 года выпускаем сборник «Вестник музея», где публикуются лучшие ученические изыскания. К празднику 9 Мая издали индерскую Книгу памяти. Целый год мои кружковцы занимались ее составлением. Выписывали из Всероссийской Книги памяти. Сверяли со списками из сельской администрации, музейными данными. Нашли 295 индерцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Считаю, что сделали очень важное, благое дело. Это наша благодарность землякам, павшим на поле боя. Было чувство, что мы как будто соприкасались с их судьбами. 295 непрожитых жизней. Эта информация получила свое отражение и в коллаже.
Ряшидя АБДУЛЛИНА, руководитель краеведческого кружка «Юнис», учитель истории средней школы села Индерка, Сосновоборский район, Пензенская область
Комментарии