На мой взгляд, самым узким местом в современном школьном историческом образовании является непонимание – и на государственном, и на личном уровне преподавателя, – зачем и чему мы, собственно, учим детей на уроках истории.
Традиционно истории в школе отводится место главного пропагандиста и организатора патриотического воспитания. При этом (как бы невзначай) патриотическое воспитание подменяется воспитанием военно-патриотическим.Патриотизм – это, как известно, любовь к Родине. Но Родина не государство. И даже не земля как таковая. Это прежде всего люди. Но невозможно воспитывать любовь к людям, когда-то жившим и живущим сегодня на этой земле, рассказывая, как их убивали и как они убивали других людей. Между тем откроем любой учебник отечественной истории и тут же убедимся, что наша история – это бесконечная история войн. Кровь льется со страниц учебников, как в каком-то фильме ужасов.Сегодня школьное историческое образование нуждается в гуманитаризации. В центре его должен стоять человек: не жертва, принесенная во имя высших интересов (которые на поверку чаще всего оказываются низменными интересами властей предержащих), а человек-созидатель. Нам нужна переориентация на историю культуры, для которой в нынешней системе школьного исторического образования, как правило, не остается часов. Именно история культуры и есть подлинная история.Культура – это совокупность тех ценностных установок, которыми живет общество, выражаясь языком Карла Маркса, это система отношений между природой и людьми, между отдельными людьми в процессе производства и, наконец, между человеком и обществом. Культурные миры – вот то, что определяет жизнь человеческих сообществ. Поэтому понять логику взаимодействий этих сообществ можно только через культуру. Как и логику исторического выбора, который совершает человек. Только так мы можем сформировать гражданина, способного совершать осознанный, а потому ответственный выбор. А не это ли основная задача школьного исторического образования?Будь моя воля, я бы радикально изменил структуру школьного курса истории. В 5-6-х классах детям, мало подготовленным к усвоению понятийно-категориального аппарата, который им навязывают взрослые тети и дяди, необходимо давать легенды и мифы народов мира. Именно они ключ к пониманию не только повседневной жизни человека, но и высших достижений человеческого духа, причем во все времена и во всех странах. Это позволило бы избавиться от надуманного курса ОРКСЭ. А уж с 7-го класса следует рассказывать об истории народов, обращая внимание прежде всего на то, что происходило в головах у этих людей, ради чего они жили и умирали.А пока… Давайте выйдем на улицу и спросим у сотни первых попавшихся прохожих: кто такой Цинь Шихуанди? Как вы думаете, что мы услышим в ответ? Так зачем же мы его тогда «проходили» в 5-м классе?Игорь ДАНИЛЕВСКИЙ, д. и. н., заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Комментарии