search
main
0

Понемногу подрастаю и о будущем мечтаю

Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой из них - слава и честь

В каком возрасте нужно начинать знакомить ребенка с его будущей профессией? Я считаю, что уже в начальной школе! Именно поэтому начиная с первого года обучения я стараюсь приобщить своих учеников к разговору о мире настоящих и будущих профессий.

Решая на уроках математики задачи о количестве животных на ферме, мы обязательно проговариваем с ребятами, кто такой фермер, что он должен уметь, какие профессии необходимы в его хозяйстве. Составляя и обсуждая задачи на движение, говорим о специальностях и профессиональных навыках железнодорожников, летчиков или моряков. Листая страницы «картинной галереи» в учебнике, ребята знакомятся с произведениями художников, написавших образы людей труда: «Кружевница» (А.В.Тропинин), «Портрет балерины» (А.М.Герасимов), «Покорители космоса» (А.А.Дейнека). Здесь мне важно показать детям, что в России всегда уважали труд, и неудивительно, что в работах именно русских живописцев богато представлены различные профессии. Человек труда – творец, созидатель. Картины написаны сочными, яркими красками, потому что труд – это красота, радость, вера в будущее.

И конечно, мы много рассуждаем о профессиях будущего. По мнению моих учеников, в образовании появится такая профессия, как игропедагог. Для борьбы с загрязнением нашей планеты будут нужны экопроповедники – наставники и просветители в области осознанного потребления природных богатств. Ребята горячо спорят о необходимости специалистов по возрождению вымерших видов животных и конструкторов киберорганизмов. И конечно же, продолжится освоение космоса. Поэтому появятся космогеологи, космобиологи и даже космополицейские.

Большую роль в формировании представлений о важности профессионального труда играет участие школьников в проектной деятельности. В прошлом году ребята подготовили индивидуальные проекты «Кем быть?», которые представили на школьном конкурсе. Родители, входившие в жюри конкурса, отметили глубокое знание секретов выбранных профессий, оригинальность представленных работ, полноту изложения, ответственное отношение к выполнению проектов.

Интересной находкой в своей работе считаю игру-квест «Ярмарка профессий», которая переносит ребят в реальные жизненные ситуации, где они могут себя представить в роли взрослых. Проходя этапы игры, участники посетили поликлинику, фабрику игрушек, кафе-мороженое, музыкальную школу, книжный магазин. Роли персонала исполняли сами дети. Изучив обязанности и отлично подготовившись, они были очень убедительны. На всем маршруте квеста посетителей объектов сопровождала команда служащих ГИБДД, проверявшая знание правил дорожного движения.

В мир профессий ребята с огромным удовольствием погружаются во время экскурсий на различные производства, например, побывав на фабрике мороженого «Чистая линия», мои ученики узнали о работе людей, которые дарят радость взрослым и детям. А в питомнике служебного собаководства восхищались умением и кропотливым трудом, связанными с уходом и воспитанием служебных собак. С возможностями, мастерством, уникальными способностями мужественных и отважных людей четвероклассники ознакомились во время экскурсии в пожарно-спасательный центр №211.

Одиннадцать лет назад в рамках дополнительного образования я начала заниматься экскурсионно-краеведческой деятельностью. Первоначально вместе с моими учениками проходили экскурсионные маршруты и квесты в рамках экскурсионно-познавательной игры «Чуден град Москов…». Но с каждым годом программа усложнялась, становилась все интереснее и увлекательнее. Появились новые этапы: «Зимний дозор», «Огородная слобода», «Московская палитра», «Московская ветка сирени», городская конкурсная программа «Новые вершины». Решая задания каждого этапа, мои воспитанники превращались в экологов, участвуя в акции «Сделаем наш город чище!» в Измайловском парке и Нескучном саду, становились орнитологами, изучая виды водоплавающих птиц останкинских водоемов и Святого озера. А вот они уже экскурсоводы, самостоятельно собирают материал, разрабатывают и проводят экскурсии. Свои творческие и конструкторские способности мои воспитанники проявляли, став на время дизайнерами и строителями, изготавливая макеты архитектурных объектов для конкурса «Новые вершины». Были флористами, усердно изучая мир растений, выполняли творческие задания по составлению букетов и композиций. Погружались в мир истории, биологии, живописи. Для этого они воспользовались совокупностью знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения: оттачивали речь, учились актерскому мастерству, приемам рисования, созданию композиций, презентаций, видеороликов. Результаты ребят были достойно оценены. По итогам 2020 и 2021 годов команда моих учеников стала победительницей городского конкурса «Чуден град Москов…» и награждена главным призом «Георгий Победоносец», а также участвовала в конкурсах «Семья года», «Московская сирень», «Московская осень».

Отвечая на вопрос «Чем запомнилась программа?», ребята единодушно отвечают, что им нравится быть специалистами в разных направлениях краеведения и делиться знаниями с другими. Возможно, мои воспитанники не выберут делом всей жизни специальности из области краеведения, но навыки, полученные ими на занятиях, несомненно, пригодятся в профессиональном самоопределении.

Лидия КОВАЛЕВА, учитель начальных классов школы №2026

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте