Полвека в главном доме федерального архитектурно-исторического памятника XVIII-XIX веков – усадьбы Нарышкина – располагается Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Создан он был специальным постановлением Совета Министров СССР в 1959 году. Конечно, школьная гигиена как ветвь медицинской науки возникла в России многими десятилетиями раньше – в середине XIX века. Но свое поле деятельности она ограничивала только школой. Вполне естественно, что, когда по всей стране стали открываться все новые и новые ясли, детские сады, профтехучилища, широкая палитра научных исследований перешагнула заданные названием рамки. Так, в 1954 году в России появился уточненный термин – гигиена детей и подростков. Самостоятельная научная дисциплина стала иметь важное государственное значение. Гигиена поделилась на возрастные категории, а головное научное учреждение этого профиля занялось изучением проблем адаптации детского организма, закономерности роста, развития и полового созревания в зависимости от влияния самых разных факторов. Здесь научно обосновываются методы профилактики, гигиенические нормы и регламенты. Насколько же школы сегодня соответствуют санитарному законодательству и какие его позиции требуют обновления? Этим вопросам был посвящен разговор с Владиславом КУЧМОЙ, доктором медицинских наук, профессором, директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.
Статфакт По данным Роспотребнадзора, только в 41,2% школ медицинские кабинеты соответствуют требованиям санитарного законодательства, 39,4% школ не имеют медицинских кабинетов, в 19,4% школ медицинские кабинеты не соответствуют требованиям санитарного законодательства. В приобретении оборудования для пищеблоков нуждаются 38,5% школ и в приобретении мебели – 36,7% школ. Требованиям санитарного законодательства соответствуют спортзалы 68,2% российских школ, не соответствуют ему 16,3% школ, в 15,5% школ спортзалы отсутствуют. Бассейны имеют 2% школ страны.
– Владислав Ремирович, из года в год накануне первого сентября появляются цифры, сколько школ не готово к учебному старту. Роспотребнадзор направляет телеграммы губернаторам о том, что материальная база школ, медкабинеты, пищеблоки не соответствуют требованиям санитарного законодательства. А сколько школ этим требованиям все-таки отвечают?
– 39,9 процента. Это по официальным данным, приведенным в недавно опубликованном Роспотребнадзором государственном докладе «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году». Для более детального изучения положения дел образовательные учреждения делятся на три группы санитарно-эпидемиологического благополучия – СЭБ. Первая группа – цифру я уже озвучил – демонстрирует лучшие показатели. Наиболее стабильна на протяжении ряда лет вторая группа, где есть отдельные нарушения, это 56,4 процента учреждений. Третья, самая проблемная, – 3,6 процента. Однако Роспотребнадзор отмечает устойчивую тенденцию снижения числа объектов в этой группе. В 2004 году к третьей группе СЭБ были отнесены 7,8 процента учреждений. Картина меняется в лучшую сторону, в том числе и за счет приостановки деятельности неканализованных, без центрального водоснабжения и аварийных учреждений. Но если говорить о школах, то наибольший процент объектов с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием фиксируется именно здесь: 20 процентов не канализованы, 16,2 процента не имеют централизованного отопления, 7 процентов нуждаются в капитальном ремонте. Есть и регионы, где школы работают на печном отоплении…
СанПиНы складываются из многих деталей, но все они работают на сохранение детского здоровья, это нужно четко осознавать и директорам школ, и руководителям органов управления образованием разных уровней. Они обязаны понимать, какой должна быть современная школа. Санитарное законодательство создано не для того, чтобы его боялись или вспоминали о нем перед приходом проверяющих комиссий, а для всего педколлектива школы, от которого также во многом зависит психологическое и физическое здоровье детей. Ухудшение здоровья происходит, когда игнорируются нормы и правила.
– С вашей точки зрения, СанПиНы соответствуют сегодняшнему времени, все-таки они были утверждены шесть лет назад?
– Они абсолютно не устарели. Есть ряд позиций, которыми их нужно дополнить. Например, в действующих СанПиНах не оговаривается, какой должна быть площадь школьного дворового участка на одного ребенка. И в мегаполисах мы столкнулись с проблемой – проектировщики говорят: а зачем школе рядом с Садовым кольцом двор? Мы сделаем атриум, поставим кондиционеры. Но двор должен быть и для учебных целей, и для двигательной активности, на переменах например. Отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата детей растут! В СанПиНах пока нет рекомендаций, какими должны быть ранец, сменная обувь. На юге все дети в тапочках ходят. Но ведь плоская подошва – это вредно! У детской обуви обязательно должен быть каблук 1,5-2 сантиметра и даже определенная плотность подошвы. А родители купят кроссовки и думают, что все замечательно. Еще и ортопедические стельки обязательно положат. Но ведь это нужно делать только по показаниям врача.
Обновление требований в СанПиНах требуется и в отношении освещения, оно сейчас сильно изменилось. Еще нюанс – электронные пособия. Их теперь многие учителя создают сами. Но какими они должны быть, чтобы не вредили детскому здоровью? Этими требованиями нужно дополнять СанПиНы.
– Когда дополнение норм и правил будет завершено?
– В третьем квартале этого года мы завершим свою работу по их дополнению и представим на утверждение в Роспотребнадзор. Обновленные СанПиНы должны появиться до конца 2009 года.
– То есть со второй половины предстоящего учебного года проверка школ уже будет проходить с опорой на новые требования?
– Конечно, будет переходный период, чтобы у директоров школ и их учредителей было время все изучить и осознать, каким требованиям сегодняшнего российского стандарта должна соответствовать школа. Важно, что все это напрямую будет связано с введением образовательных стандартов второго поколения. Наш институт участвовал в разработке его компонентов. Мы обосновали гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательных стандартов в начальной, основной и средней школе, сформулировали результаты и обозначили показатели здоровьесберегающей деятельности школ. Все это будет иметь очень большое значение при аккредитации школ. Если в ближайшие пять лет соответствие этим требованиям обеспечено не будет, то следующую лицензию школа не получит. Школа, как сказано, например, в стандарте начального образования, должна будет реализовывать «комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учеников как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов, освоению основных образовательных программ». Эта программа должна обеспечить формирование установки на использование здорового питания и оптимальных двигательных режимов для детей соответствующего возраста и пола, применение рекомендуемого врачами режима дня, знание факторов риска здоровья детей – сниженная двигательная активность, алкоголь, курение. Школой должна быть сформирована потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам его роста, развития и состояния здоровья. Все это сегодня зафиксировано в тексте стандарта, а школа дальше уже должна решать, каким образом она выполнит эти требования. И с этой точки зрения школу обязательно будут оценивать.
– Каковы сегодня наиболее частые нарушения санитарных норм и правил?
– Перегрузка из-за огромных домашних заданий. В СанПиНах есть требование, которое пока нормируется в часах – сколько времени должно быть потрачено на выполнение домашнего задания. Но учитель должен понимать, за это время отличница Света решит пять задач, а троечник Вова осилит только две. Задавая ребенку задание на дом, педагог обязан учитывать индивидуальные достижения и возможности детей. Другой бич – учебное расписание, которое составляется не в интересах детей, а так, как это удобно школе и конкретному педагогу. Надо учителю математики дать сразу два урока – их сдваивают. Понедельник начинается с физкультуры или той же математики, сокращаются перемены. Но ведь сдваивать основные предметы нельзя, при составлении расписания должен соблюдаться принцип чередования предметов различной степени сложности. СанПиНы даже описывают с точки зрения физиологии и медицины шкалу трудностей, которую надо иметь в виду, выстраивая школьный день младших, средних и старших школьников. Но все это остается на бумаге. На деле получается превышение учебной нагрузки за счет факультативных, индивидуальных, профильных и прочих занятий. Проконтролировать школу в этом вопросе непросто. Расписание меняется каждую четверть. А проверка раз в год и перед первым сентября погоды не меняет. Конечно, и у школ есть свои аргументы: педагогов не хватает или одна учительница ушла в декрет, другая – на пенсию, вот расписание и перекроили. И здесь важна роль родителей. Не надо мириться с вредным расписанием, нужно настаивать, чтобы школа обеспечила нормальную жизнь вашим детям. Тем более что сегодня прослеживается тенденция перехода к школам полного дня. Детям там должно быть комфортно.
– Владислав Ремирович, но это значит, что помимо питания ребенку надо обеспечить и качественное медицинское обеспечение, возможно ли это, если оснащенные в соответствии с современными требованиями медицинские блоки – редкость на общем школьном фоне?
– Эту проблему обязательно надо решать. Школьная медицина – самый приближенный к населению участок детской медпомощи. Ведь когда мама наконец отправляется в поликлинику к педиатру? Когда ситуация вышла из-под контроля – не снижается температура, сыпь какая-то появилась… Участковый врач что сделает? Осмотрит и выпишет рецепт. Редкий врач станет расспрашивать ребенка о стрессах в школе, других факторах риска. На второй день, когда лекарство подействует, мама забудет о пережитых неприятностях. Педиатры говорят, что только 15-20 процентов родителей выполняют рекомендации врача по восстановительному лечению и реабилитации. А вот школьный врач, медсестра могут знать ситуацию изнутри. Ребенок к ним должен привыкнуть и не бояться обращаться в случае, если что-то происходит или у него есть вопросы, которые неудобно задавать родителям. Такое взаимодействие с медработниками также должно формироваться в школе. Именно хорошо работающие медкабинеты, где проводятся профилактические медицинские осмотры детей и подростков на различных этапах обучения, позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений осанки, сколиозов, снижения остроты зрения, дефектов речи, нарушений слуха. Но о многих вещах мы не хотим говорить вслух. Мы понимаем, что есть ребята, страдающие от наркотической зависимости, но редкая школа открыто признает этот факт, будет вести системную работу по профилактике этих явлений. Мы не хотим говорить, что являемся мировыми лидерами по количеству абортов и родов среди девочек до 15 лет. И я не уверен, что от учителя девочка воспримет информацию в связи с ее взрослением и становлением как девушки, женщины. Здесь нужен врач, причем гарантирующий полную тайну личной информации.
Учитывая все это, мы настаиваем на возрождении школьной медицины. В России, кстати, есть общество школьной и университетской медицины и здоровья. Не без его участия под эгидой целого ряда ведомств – Минобрнауки России, нашего института, Института возрастной физиологии РАО – в ноябре прошлого года состоялся Всероссийский съезд школ, содействующих укреплению здоровья «Здоровое поколение – здоровая Россия». На съезде были подведены итоги Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». 800 участников съезда смогли ознакомиться с опытом этих замечательных школ. «Школ здоровья» сегодня в России более трех тысяч. Они реализуют очень важные программы по правилам безопасности на дорогах, использованию инновационных и здоровьесберегающих педагогических технологий, причем все это с учетом региональных особенностей и даже национальных традиций. В Бурятии, например, в Селенгинской гимназии, где директором работает Галина Георгиевна Чибышева, в образовательный процесс включена программа обучения детей традиционным приемам восточных оздоровительных практик – пальцевая и дыхательная гимнастика, самомассаж. Работа таких школ по пропаганде и формированию здорового образа жизни, по динамическому наблюдению за здоровьем детей показывает очень высокую эффективность. Замечательно, если подобные инициативы педколлектива поддерживаются органами управления образованием. Лучшие «школы здоровья» могли бы стать базовыми ресурсными школами для района или города. Их опыт важно транслировать, а проведение конкурсов, таких как «Школа – территория здоровья», хорошо бы сделать традицией. Известно, что почти 30 процентов первоклассников приходят в школу уже с той или иной патологией, а оканчивают ее, приобретая множество новых. На выходе уже 75 процентов имеют патологии. Школа, увы, множит болезни детей. Весь отрезок времени – с 1-го по 11-й класс – жизнь ребенка подчинена требованиям школы, заведенным там порядкам: во сколько встать, когда каникулы, сколько уроков и домашних заданий… Школам не нужны Фрекен Бок, потому что очень важна психологическая атмосфера в классе, школам нужны педагоги, способные применять здоровьесберегающие образовательные технологии на каждом уроке.
Комментарии