Публикация статьи «Бирюлево криминальное» (см. «УГ» №44 от 29 октября 2013 года) вызвала бурную дискуссию среди наших читателей. Причем высказываемые мнения были диаметрально противоположными. Кто-то предлагал закрыть границы для мигрантов, однако были и авторы, убежденные, что многое зависит от нас, коренных россиян, от нашей культуры и толерантности, от умения педагогов выстроить воспитательную работу в детских садах и школах. Сегодня мы публикуем одно из таких мнений.
Проблема межнациональных отношений в России, к сожалению, в последнее время стоит весьма остро. Настолько остро, что это начинает представлять собой угрозу для целостности, внешней и внутренней безопасности России. При этом ксенофобия у русской части населения обладает определенной избирательностью относительно представителей других наций. Следовательно, это не обычное для любого человека инстинктивное неприятие «чужака», имеющего другой цвет кожи, другой разрез глаз, другой стиль поведения. Неприязнь к представителям отдельных национальностей России имеет другие, более глубокие корни. Чтобы преодолеть эти негативные явления, 12 августа 2013 года была утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы», одним из заказчиков которой является и Министерство образования и науки РФ. Сегодня трудно найти детский сад или школу, где бы был этнически единый состав детей. Особенно это заметно в городах-миллионниках. Но и в менее крупных городах и даже сельской местности появились целые диаспоры переселенцев. Это создает определенные трудности в работе педагогов, так как дети мигрантов зачастую плохо знают русский язык, незнакомы с культурой, обычаями и стилем общения представителей коренной нации. В то же время наличие в группе детсада или в классе школы таких детей создает для педагога дополнительные возможности для выполнения требований ФГОС всех уровней образования о формировании уважительного отношения к языку, истории и культуре других народов.С чего же следует начинать работу по укреплению единства наций?Начать педагог эту работу должен с себя. За прошедшие 20 лет у нас выросли целые поколения учителей, воспитывавшихся в обстановке не только личного унижения из-за нищенской зарплаты, но и национального унижения. А это один из самых страшных аргументов в том случае, когда хотят посеять рознь между народами. Знает ли молодой учитель, что во время Великой Отечественной войны дети-сироты и дети, потерявшиеся в ходе эвакуации, были собраны и отправлены в глубокий тыл, в Среднюю Азию? Организовывать там детские дома почти и не пришлось: дети были разобраны и усыновлены узбекскими, таджикскими и туркменскими семьями. Их никто это делать не заставлял, никто никаких особых привилегий или компенсаций не предоставлял, потому что шла война и все силы государства были направлены на то, чтобы выстоять и победить. Просто это было заложено в менталитете азиатских народов: дети должны быть в семьях, брошенных сирот не должно быть. Так почему же сейчас, когда экономика республик Средней Азии рухнула в результате распада СССР, мы не хотим помочь мигрантам прокормить свои семьи? Они ведь не сидят, как на Западе, в лагерях для беженцев и не требуют себе пособий. Они работают на самых тяжелых и непрестижных работах, зачастую по 12-14 часов в сутки, живут в тяжелейших бытовых условиях. Что касается взаимоотношений с кавказскими народами, то в этом случае, как отмечено в федеральной целевой программе, «сохраняется негативное влияние на межнациональные отношения некоторых последствий советской национальной политики (например, репрессий и депортаций в отношении отдельных народов, неоднократных изменений административно-территориальных границ)». И нужны взаимные усилия, чтобы сгладить все эти противоречия, причем не только на государственном, но и на межличностном уровне. Всегда нужно помнить, что нет плохих и хороших народов, а преступник не имеет национальности. Нужно многое преодолеть в себе, осознать, что не от хорошей жизни переселенцы оказались вдали от родины и живут на чужбине, в чужом климате, среди людей чуждой культуры и зачастую недоброжелательно настроенных. Поэтому по отношению к переселенцам необходимо проявлять лучшие черты своего национального характера и быть к ним предельно доброжелательными. И если поведение некоторых из них, не выходя, разумеется, из рамок того, что не преследуется Уголовным кодексом, все же вызывает неприятие окружающих, необходимо терпеливо объяснять, что принято и что не принято в той среде, в которой они сейчас живут. Это не означает, что мы призываем коренные нации «прогибаться» перед переселенцами, но, как гласит народная пословица, уступает всегда более сильный. Особое внимание следует обратить и на взаимное знакомство с особенностями быта народов. Воспитатель может посоветовать родителям организовывать совместные детские домашние праздники (дни рождения, празднование Нового года, Курбан-байрама), которые знакомили бы детей с бытом и обычаями. Но особенно важным является знакомство с обычаями народов, так как именно несовпадение ценностей, обычаев, манер поведения в обществе, взаимоотношений между полами вызывает неприязнь и межнациональные конфликты. К этой работе обязательно должен быть подключен психолог, который разберется в сущности конфликта, разъяснит детям его причину и, если нужно, подключит к примирению их родителей. Желательно, чтобы психолог прошел специальные курсы по межнациональным отношениям. Но наиболее действенным методом сплочения детского коллектива, установления межэтнического мира являются календарные праздники. Тематика этих праздников ориентирована на все стороны развития ребенка. При разработке сценариев этих праздников педагогу нужно предусмотреть участие детей-мигрантов, что будет способствовать более интенсивной их интеграции в детский коллектив, преодолению ими анклавности восприятия действительности. Даже если ребенок плохо знает русский язык в русскоязычном регионе или язык титульной нации в автономных республиках, этого ребенка нужно привлекать к участию в мероприятии. Но наибольшие возможности для культурного обмена, организации диалога культур предоставляет проведение праздника «Международный день родного языка».Хотелось бы привести положительный пример межнационального согласия в результате деятельного стремления к нему коренного русского населения и небольшого анклава переселившихся из Армении курдов-езидов. Езидизм – это одна из разновидностей древней религии солнцепоклонничества (зороастризма), претерпевшая определенные изменения в процессе взаимодействия с религиями тех народов, среди которых проживала эта небольшая группа курдов. Небольшая их часть (чуть более 50 семей) образовала анклав в поселке Березовка, недалеко от Арзамаса Нижегородской области. Занимаются они, как и прежде, строительством дорог, домов, завели фермерские хозяйства и поставляют на рынки города мясо, владеют придорожными кафе и магазинчиками, выстроили себе добротные дома, в которых живут семьями из двух, а то и из трех поколений. Один из курдов, Илья Агмадович Арабян, является депутатом сельского совета. Деревня Березовка – это скорее пригородный поселок, большинство трудоспособного населения которого работает в Арзамасе и, в общем-то, не бедствует, поэтому нет резких конфликтов между преуспевающими курдами и попивающими, чаще всего безработными крестьянскими парнями. Но если бы не были предприняты значительные усилия с двух сторон, то вряд ли бы конфликтов удалось избежать. Большую роль сыграли педагоги Березовской средней школы (директор – А.В.Мамонов). Когда курды только появились в поселке, их дети настолько плохо знали русский язык, что возникла идея обучать их отдельно, в особых классах, по особым программам и по учебникам для вспомогательных школ, что очень возмутило их родителей. В результате Департаментом образования Арзамасского района было принято взвешенное решение обучать этих детей вместе с местными ребятишками по тем же учебникам, что и всех. Благодаря постоянному общению с русскими детьми, благожелательному вниманию учителей дети езидов осваивают русский язык, некоторые из них являются отличниками, многие девочки посещают музыкальную школу, хореографический кружок, мальчики – спортивные секции. Дети езидов наравне с русскими ребятами участвуют во всех общешкольных мероприятиях. Со своей стороны, представители курдской диаспоры стараются сделать все для поддержания мирных отношений с окружающим их русским населением. Они вежливы, доброжелательны, не навязывают своих обычаев, национальных праздников, не вступают в конфликты с людьми, участвуют в жизни села, помогают детскому саду и школе.К сожалению, такие хорошие примеры межнационального взаимодействия в СМИ освещаются не так-то часто, хотя в жизни они, безусловно, есть, и надо их пропагандировать. Хочется надеяться, что проблема укрепления национального единства настолько остра, что инстинкт самосохранения заставит граждан России последовать завету А.С.Пушкина и делать все, чтобы приблизить то время, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
Наталья БЕЛЯНКОВА, директор Научно-методического центра Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (Национального исследовательского университета)
P.S. Уважаемые читатели, согласны ли вы с автором статьи, есть у ли у вас позитивный опыт работы с детьми-мигрантами? Ждем ваших писем по адресу rudenkosa@mail.ru
Комментарии