search
main
0

Понаехали по льготам! Дорога к диплому для ребят из национальных округов трудна вдвойне

Писатель Николай Шундик, чьи сюжеты из жизни чукчей стоило бы включить в школьные хрестоматии, сравнил жизнь северных людей с едва тлеющей на ветру свечой. Но что знают об этом российские школьники и студенты? Только анекдоты? Исследованием культур и проблем коренных народов Сибири заняты многие научные институты СО РАН – лингвисты, этнографы, экономисты, социологи, генетики, историки создали многотомные труды. Читают ли их власти? Доступны ли они для общества? Возможен ли продуктивный диалог? Такая задача не всегда и ставится возможными социальными партнерами.

Мы хорошие. Они плохие

Пожалуй, уникальный, но вполне тиражируемый опыт зародился в новосибирском Академгородке. Деятельность и докторская диссертация Алексея Гордиенко «Человек и природа: становление коэволюционного взаимодействия» – это по сути и есть «знание, транслирующее социокультурный опыт человеческой цивилизации посредством диалога с разнообразными общественными субъектами». Они стали основой многих социально значимых проектов, решения проблем малочисленных народов на государственном уровне, а самого автора его земляки избрали главой администрации Советского района, на территории которого расположены и знаменитый НГУ, и институты СО РАН. Естественным было обращение студентов, аспирантов и молодых ученых, представителей коренных народов Сибири, по поводу организации диалога с властью именно к Гордиенко.

Нельзя не процитировать его диссертацию, автору которой выход из кризиса, порожденного системой отношений, ориентированных только на экономическую выгоду и техническую рациональность, видится в новых социальных технологиях, учитывающих «всю антропологическую глубину индивидного бытия», в наращивании «многомерности и самобытности бытия людей и социальных вещей». Между тем не только обывательский разговор о бесполезности целевых наборов из национальных округов, но и признания участников встречи с администрацией района подтверждают, что отношения в обществе не способствуют «многомерности бытия» и диалогу, взаимодействию с этническими культурами.

– Перед выпускными экзаменами нам с другом сказали в школе «Русский синтаксис вы не знаете и никогда знать не будете, лучше перепашите сад – получите «четверку». Вот мы и пахали полторы недели, с утра до вечера, – вспоминает кандидат физико-математических наук Андрей Кочеев, алтаец, прекрасно владеющий русским и английским, горячо любимый студентами и коллегами доцент НГУ, начальник научно-исследовательской части университета, директор Центра новых информационных технологий.

– В школах Горной Шории порой не только литературы, но и электричества не бывает. Учитель один ведет все предметы, он же и русский преподает. А сдавать вступительные экзамены в университет ученикам такой школы, слабо знающим русский, приходится на общих основаниях, – рассказывает кандидат филологических наук Николай Уртечешев из Института филологии. – В вузах отношения с ровесниками не всегда складываются. То и дело звучит «Понаехали по льготам!». Даже в самой Шории коренной житель может услышать раздраженное «И откуда вы, шорцы, сюда понаехали».

Вот как объясняет трагизм ситуации кандидат экономических наук, заведующая лабораторией моделирования толерантных взаимоотношений Виктория Шатрова:

– Школьные учебники дают некорректную картину российского общества: в них нет информации о коренных народах Сибири, их вкладе в культуру региона и человеческого сообщества, которое в ней всегда нуждается. В дискриминированных группах накапливается напряжение, ожесточение, с другой стороны – ответная негативная реакция остальных групп населения, не понимающих вообще, чем вызвано какое-либо раздражение. Самобытность не принимается. Естественная оппозиция «Мы такие – они другие» заменяется антагонистической взрывоопасной оппозицией «Мы хорошие – они плохие». Остро необходимы просветительские и разноуровневые образовательные программы, меры, которые позволили бы новым поколениям преодолеть ксенофобию и устранить дискриминацию.

В создание таких программ и такого образовательного пространства активно включились сотрудники НГУ, СО РАН и администрация Академгородка.

Лучшая защита прав человека

– Особую программу, обеспечивающую интеграцию представителей коренных народов в систему образования высокого уровня, мы начали не вчера. Она нарабатывалась с основания университета, а грант Европейского сообщества, поддерживающий инициативы в области демократии и прав человека, позволил консолидировать силы, – рассказывает ректор НГУ, член-корр. РАН, доктор физико-математических наук, профессор Николай Диканский. – С момента создания университета ставилась задача готовить из школьников национальных округов научный потенциал коренных народов Сибири. Для этого и была создана ФМШ, в которую отбирали талантливых ребят по самым отдаленным школам специальной системой олимпиад, выявляющих не объем знаний, а особенности мышления, оригинальные способности. На гуманитарном факультете организовали льготный набор по специальностям «Языки и культура народов Сибири». Создана кафедра «Языки и фольклор народов Сибири». Вместе с Институтом филологии, где мощно работает на международном уровне сектор языков народов Сибири, провели уникальные исследования, позволяющие восстанавливать исчезающие культуры. Результат такой работы – буквари, учебники на родном языке, энциклопедии культур коренных народов и национальные республиканские гимназии в Хакасии, Тыве, Горном Алтае. Новосибирский ИПК создал свои филиалы в национальных округах, там ведется переподготовка преподавателей высшей школы и учителей. Наш высший колледж информатики и учебно-научный центр (СУНЦ) организуют в национальных округах выездные олимпиады и выездные летние школы для одаренных детей, где звучат языки почти 40 этносов Сибири.

В Академгородке начали действовать Ассоциация выпускников НГУ- представителей коренных народов Сибири, Центр мониторинга и содействия получению образования высокого уровня для коренных народов. Участники гранта разрабатывают учебные программы для различных этносов, учебные пособия на родных языках сибиряков, меры и структуры, способствующие успешной адаптации молодежи из этнических групп в иноязычной среде. Поствузовская подготовка и переподготовка для молодежи из числа коренных народов осуществляется на базе Новосибирского, Франкфуртского и Мюнхенского университетов, решающих схожие проблемы малочисленных народностей. Совместные с этими университетами экспедиции лингвистов и этнографов отправятся этим летом в интернаты и национальные малокомплектные школы малочисленных народов Сибири, чья культура в опасности. Международный симпозиум по проблемам сохранения языков коренных народов Сибири с участием специалистов Европейского сообщества и сибирских стажеров пройдет во Франкфурте.

Творчески включились в создание «диалоговой площадки» сотрудники и студенты НГУ. Факультет психологии организует психологическую поддержку абитуриентов и первокурсников из национальных округов, а правозащитная студенческая организация – юридические, правовые консультации и социальную информацию. Студенты факультета журналистики, среди которых немало хакасов, тувинцев, бурятских и алтайских выпускников национальных гимназий, создали специальный сайт о национальных культурах и активно тиражируют информацию о проблемах малочисленных народов Сибири. Организации диалога этнических культур будут способствовать и электронные уроки, предназначенные для дистанционного образования через систему антенн на местах: тематика их увлекательна и актуальна – материальная культура, культура жизнеобеспечения, духовная культура, соционормативная культура – внутриобщинные и внутрисемейные отношения, типы семей, порядок заключения браков, обычное право.

Высший колледж информатики и СУНЦ готовятся провести летние дистанционные школы для самых отдаленных территорий на родных языках учащихся – алтайском, бурятском, корякском, мансийском, нанайском, ненецком, орокском, тувинском, шорском, хантыйском, юкагирском, якутском и других. Новосибирский государственный университет готов к тому, чтобы как можно больше одаренных детей из национальных округов осуществили с его помощью восхождение к вершинам науки и мировой культуры, сохраняя свою самобытность.

– Но планку требований мы не снижаем,- подчеркивает ректор. – Наш диплом международного уровня – признанная защита прав человека. Это мы и хотим гарантировать каждому своему выпускнику.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте