Ежегодно в России число учащихся сокращается на миллион человек, неуклонно снижается количество общеобразовательных школ, особенно малочисленных сельских. Деревни, когда-то оплот Отечества, безвозвратно исчезают с лица земли. Зарастают бурьяном брошенные поля, фермы и скотные дворы разрушенных колхозов. Когда вижу «вековые следы деревень», от этой страшной мысли невольно щемит сердце, и вспоминаются слова одного знакомого поэта:
Золотое славянское Коло
Из-за тучи блеснуло кольцом.
Деревянная сельская школа
Покосилась разбитым крыльцом.
Смолкли горны, не бьют
в барабаны,
Черный галстук на шее – петлей.
И ползут нефтяные туманы
Над великой когда-то землей…
Костроме я во второй раз. Потрепав по холке сохатых на Сумароковской лосеферме и сойдя с извилистой тропы, по которой Иван Сусанин в 1613 году завел польских панов в непролазное болото, едем в Андреевскую среднюю школу Сусанинского района. По дороге начальник отдела общего образования Департамента образования и науки администрации Костромской области Марина Антонова рассказывает о состоянии местного школьного хозяйства.
Союз многострадальных школ
Как и в большинстве регионов России, костромичей волнует проблема педагогических кадров. Они на глазах стареют, выпускники Костромского государственного университета в школы практически не идут. Регион обеспечивается в значительной мере за счет двух педагогических колледжей – в Шарье и Галиче. Особенно большая нехватка учителей информатики, иностранного языка, технологии, предметов естественно-научного цикла.
В области действуют 468 общеобразовательных школ (сельских – 325), из которых 80% – малочисленные, что выше среднероссийского показателя примерно на 10%. Накануне этого учебного года в сельской местности было закрыто 17 образовательных учреждений. Естественно, ликвидация их произошла не по причине какого-то злого умысла «нехорошего дяди», а в связи с сокращением контингента учеников. В этом году их количество уменьшилось на 4125 человек. Программа реструктуризации сети сельских школ действует в каждом районе, в том числе и в Сусанинском. На базе Андреевской средней школы работает экспериментальная модель – сельский учебный комплекс ассоциативного типа. В него входят еще две основные школы – Буяковская и Домославская.
В уютном кабинете пьем чай, говорим о жизни и школе.
– У нас 35 детей, из них пять первоклассников, на следующий год ожидается восемь. Самая главная проблема – слабое материальное обеспечение. В школе не хватает кадров, – делится наболевшим директор Буяковской основной школы Лариса Гусева, в прошлом председатель колхоза.
– Связь с базовой Андреевской школой для нас очень важна, – продолжает Лариса Алексеевна. – Мы пользуемся возможностями ее педагогического коллектива. Андреевская школа с аграрно-технологическим профилем, и мы своих детей ориентируем именно на него. Основные предметы – биология, химия, физика. Предпрофильные элективные курсы ребята могут проходить по выбору как в своей школе, так и в Андреевской. Если говорить о трудностях, то проблема транспорта – одна из ключевых.
Поддерживает коллегу директор Домославской основной школы Валентина Беляева. На балансе их сельской администрации хоть и есть автобус, но часто он простаивает из-за перебоев средств на ГСМ. В Домославской школе, расположенной в восьми километрах от села Андреевское, всего 28 учеников. Интересно, что из пяти выпускников этого года никто не пошел в среднюю школу, все поступили в техникумы и училища.
В микрорайоне успешно работает межшкольная программа для начальных классов, методическая служба, в работе учителям помогает компьютерный банк педагогической информации. Региональный БУП позволил ввести в учебную программу предмет «Истоки», разработанный лабораторией Вологодского педагогического университета и направленный на формирование у средних школьников духовно-нравственных ценностей. В школах Андреевского микрорайона преподается литература Костромского края, его география и история.
Хождение по мукам
Андреевская средняя школа – с богатейшими традициями, одна из старейших на Костромской земле. 10 ноября ей исполняется 140 лет. Коллектив учителей, состоящий из 16 человек с высшим педагогическим образованием, живет как одна семья. Одиннадцать педагогов – из родного села. В школе хорошая библиотека, учебные мастерские. На 79 учеников приходится 7 компьютеров. В хозяйстве есть тракторы МТЗ-80 и ДТ-75, действует учебно-опытный участок, который не только кормит детей и учителей. Андреевская школа связана с Департаментом агропромышленного комплекса и испытывает различные сорта картофеля.
Директор школы Татьяна Малышева начинает разговор о сегодняшней жизни и с грустью вспоминает далекие 70-е годы.
– Представляете, когда я принимала школу 30 лет назад, в ней было 360 детей, – вздыхает Татьяна Михайловна. – К сожалению, крестьянство вымирает. Сегодня даже трудно поверить, что когда-то здесь было огромное хозяйство, гремевшее на всю область.
Не просто беда, а напасть Андреевской школы – более 20 лет! – протекающая крыша, построенная по молдавскому варианту. Денег на ее ремонт нет. Малышева обивала пороги чиновников самого высокого ранга, но все бесполезно. На крыше скапливается вода, как в бассейне, хоть учи детей плавать.
Директора вздыхают как один – замучили проверками и указаниями санэпидемстанция, пожарные, энергетики. Они не понимают, что их требования расходятся с возможностями сельских школ. В Сусанинском районе пять школ и один детский садик начали учебный год без лицензий. Пожарные не подписывают заключение. Денег на финансирование установки противопожарной сигнализации и оборудования взять негде. Проблема еще и в том, что у многих школ второй этаж – деревянный. Там учить детей запрещено. А где их тогда учить? На улице? Директоров волнует: зачем устанавливать дорогостоящую сигнализацию в маленькую школу, когда в ней есть первичные средства пожаротушения.
…Покидая легендарный край, я стоял у часовни, возведенной местными крестьянами в честь 300-летия подвига Ивана Сусанина, и думал, что, без сомнения, закончится и это «смутное» время. Только останется ли российская деревня?
Сусанинский район, Костромская область
Комментарии