Рособрнадзор заявил о планах создания интернет-ресурса «Мои успехи», где на протяжении всего периода обучения будут аккумулироваться личные достижения школьника, которые вузы затем смогут учитывать при зачислении абитуриентов. «Если мы сможем реализовать этот проект и все результаты будут верифицированы и сравнимы между собой, выпускники смогут выбирать свою траекторию поступления – через результаты ЕГЭ, «Мои достижения», олимпиады или комбинацию всех этих форм», – сказал руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Свое мнение об инициативе и о том, может ли цифровое портфолио со временем стать альтернативой ЕГЭ, высказывают наши эксперты и читатели.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Идея кажется мне очень правильной. Еще во времена СССР многие учителя собирали работы своих воспитанников, чтобы наглядно демонстрировать, как меняется уровень мастерства детей с 1‑го по 10‑й класс. И это было интересно, полезно и востребовано, поскольку отражало траекторию развития каждого ребенка.
Но тут есть несколько подводных камней. Ведь как только портфолио будет использовано для принятия значимых и судьбоносных решений, обязательно появятся люди, готовые сделать любому желающему за ту или иную сумму хороший пакет достижений «под ключ». Следовательно, очень важна верификация всех материалов, которые будут наполнять портфель достижений ученика.
Иначе делать это будут либо родители, либо специально нанятые люди, а не сам ученик. Да и порой довольно сложно понять, насколько интересны те или иные достижения детей для конкретного вуза. Скажем, если ты занял второе место на школьной олимпиаде по математике, это вроде бы звучит внушительно. Но до того момента, пока не станет ясно, что в этой школе всего два ученика. Пятерка в профильном классе и пятерка в классе коррекции – это, согласитесь, разные пятерки. То же самое касается и профиля испытаний – например, победа в литературном конкурсе указывает на определенные успехи в гуманитарной сфере. А как быть с тем, что девочка стала «Мисс школы»? Вроде бы солидное достижение, но к чему его пришить? То есть здесь, как и везде, важен контекст.
А чтобы каждая запись в портфолио имела реальный вес, процесс его формирования должен быть очень хорошо продуман. И заниматься этим должны люди, которым доверяют, причем коллегиально. Например, в школе можно создать комиссию, куда бы входили учителя-предметники, классные руководители, представители родительской общественности и, быть может, кто-либо еще.
Николай МАХНЕВ, исполнительный директор национального проекта «Энциклопедия сельских школ России»:
– Правильное и своевременное предложение. Создание цифрового портфолио – это хорошая возможность для ребенка не просто добиваться результатов в различных видах урочной и внеурочной деятельности, но и фиксировать это для внешнего мира, своего будущего профессионального и карьерного выбора. Станет ли портфолио альтернативой ЕГЭ? Однозначно нет, потому что это инструмент для проверки какой-то части навыков, который будет дополняться другими формами оценочных процедур.
Здесь другая дорога, которая позволяет расширить представление об ученике, показать его иные возможности и характеристики в практической деятельности, других направлениях. Через цифровое портфолио мы создаем более объективное представление о человеке для техникума, вуза, работодателя. Если не совсем ладится с учебой, есть возможность показать, что ты успешен в других делах.
Александр ТИМОФЕЕВ, учитель, Великий Новгород:
– Цифровое портфолио ученика – вполне жизнеспособная идея, особенно если выпускник планирует поступать в творческий, физкультурный вуз, то есть туда, где личные достижения имеют больше значения, чем результаты ЕГЭ. С другой стороны, в сельских школах, где меньше шансов участия в значимых мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах, на которые ребенку порой просто нет финансовой возможности выехать, именно результаты ЕГЭ или иной формы экзамена могут дать старт будущей карьере выпускника. Поэтому здесь необходимо предусмотреть выбор и вариации.
Сергей К., преподаватель Воронежского государственного университета:
– Эта идея очень напоминает очередной сбор информации для очередного банка данных, который должен помочь отслеживать успехи детей. Такого рода ресурс таит в себе много возможностей, например, выделить самых способных, чтобы потом взять под контроль самых талантливых и вести их в нужном направлении. Но никакие личные достижения не смогут заменить экзамены, которые призваны гарантировать объективную оценку знаний абитуриентов. Грамоты, медали и сертификаты должны расцениваться как дополнительные плюсы, но не как замена экзаменам. А тем, кто озабочен выращиванием элиты, хочется сказать так: воспитывать надо всех детей, и всех надо образовывать. По-другому ничего хорошего не выйдет.
Николай ТИЩЕНКО, филолог, преподаватель вуза, Республика Карелия:
– Слово «портфолио» не подходит, а вот «мои знания, умения, навыки» – да. Это табели успеваемости в школе, грамоты за успехи в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, свидетельства об окончании музыкальных, спортивных школ, умения – пришить пуговицу, колоть дрова, ловить рыбу, разводить костер, ориентироваться на местности, знания, какие травы, ягоды, грибы съедобны, а какие нет. Новость о портфолио уже и на Западе обсуждают. По сути, это, есть возврат к гармоничному развитию личности советского образца… Для них это смерти подобно.
Евгений А., заместитель директора школы по учебной работе, Киров:
– У меня нет однозначного отношения к портфолио, потому что я не уверен, что все здесь будет честно, открыто и прозрачно. О его объективности пока трудно судить. Знаю людей, которые будут охотиться за дипломами и грамотами, коллекционировать их, добывать любой ценой. Среди учителей есть такая категория, среди учеников тоже наверняка появится. Настоящие же труженики, далекие от суеты, не зависящие от внешней оценки, будут оттеснены на задний план и, возможно, отодвинуты в тень при равных баллах. Не зря же поговорка существует: «Пустую бочку всегда слышнее».
Мария Г., мама троих школьников, Петрозаводск:
– Идея с портфолио мне не кажется удачной. Проблема в том, что не все дети проявляют активность – занимаются спортом, играют на музыкальных инструментах и рисуют. Что будет с теми, у кого и оценки не очень, и увлечений особых нет? С теми середнячками, чей потенциал не раскрыли школа и дополнительное образование, которого часто нет в районах? Дети вновь будут поставлены в неравное положение – у одних будет огромное портфолио, а у других несколько грамот весьма формального содержания. Еще один вопрос – кто будет все это собирать? Учитель в начальной школе или родители учеников? Я как мама, например, не вижу в этом смысла. О ребенке надо заботиться, а не бегать с дипломами и достижениями, чтобы собрать все это для весьма далекого пока во всех смыслах поступления в вуз. И вновь дети из многодетных семей, где родители заняты и перегружены, окажутся в худшем положении. Так что идея сбора профессионального досье для ребенка – это, возможно, и неплохо, но волнует, кто, где и как будет этим заниматься. И остается вопрос о тех, кто нигде не занимается и учится средне. Мы постоянно забываем о таких детях, живя с укоренившейся формулой, что все талантливы. Может, это и так, но школа не всегда это видит и развивает в наших детях.
Комментарии