Основными задачами работы всех стажировочных площадок стало создание инновационного пространства, обеспечивающего условия для приобретения новых профессиональных компетентностей управленческими и педагогическими кадрами, формирование профессионального сообщества педагогов, имеющих инновационный образовательный потенциал, и позиционирование ДОУ как образовательного центра социокультурной жизни района.
Все дошкольные учреждения Москвы перешли на новую систему оплаты труда, которая предусматривает оценку качества и результативности деятельности каждого педагога, поэтому работа стажировочных площадок – отличная возможность каждому желающему повысить свой профессиональный уровень, поучаствовать в работе творческих групп, почерпнуть для себя много нового и интересного по различным направлениям профессиональной деятельности.В состав стажировочной площадки по каждому направлению деятельности входят три дошкольных образовательных учреждения – победитель Московского городского конкурса «Детский сад для всех и каждого» и два учреждения – призеры конкурса.Стажировочная площадка «Ребенок в многонациональном мегаполисе» начала свою работу с сентября 2012 года на базе ЦРР – детского сада №1787, №1888, №2177 «Росток».Актуальность темы стажировочной площадки обусловлена несколькими причинами. С одной стороны, она тесно связана с развитием общества, утверждением общечеловеческих ценностей, с другой стороны, с нарастанием социальной напряженности, с тенденцией к формированию отрицательного стереотипа в отношении других национальностей.Россия – многонациональное государство, а московский мегаполис – сплав различных языковых и этнических меньшинств. Поэтому важнейшим направлением работы всех ДОУ мы считаем ознакомление и русских, и представителей иных этноязыковых групп со всем разнообразием всевозможных вариантов жизненного уклада, встречающихся в Москве, воспитание толерантности, любознательности, использование различных форм сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным ценностям. Без этого у нас будет лишь страх, недоверие и агрессивность, нежелание вникать в проблемы того, кто выглядит иначе и говорит на ином языке. Если мы захотим принять и понять друг друга, захотим продуктивно сосуществовать вместе, то тогда не возникнут нетерпимость на расовой или национальной почве, разделение людей по национальным признакам.Наше дошкольное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №1787 стал победителем конкурса и лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования. Для нашего коллектива победа в конкурсе «Детский сад для всех и каждого», несомненно, очень престижна и значима, а материальное вознаграждение позволило увеличить стимулирующий фонд нашего детского сада. Сегодня средняя заработная плата педагогического персонала за 10 месяцев 2012 года составляет 43680 рублей.Много лет коллектив нашего детского сада работает в инновационном режиме. На его счету множество побед в таких конкурсах, как «Детский сад будущего» в номинации «Ребенок в многонациональном мегаполисе» в 2008 году, первое место в городском этапе и второе место во Всероссийском конкурсе «Детские сады детям» в номинации «Лучший муниципальный детский сад» в 2010 году, первое место в московском городском смотре-конкурсе «Дорожная азбука-2011».С 2008 по 2012 год наше дошкольное учреждение было Ресурсным центром «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» пилотного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». Работая в рамках ресурсного центра, коллектив накопил огромный опыт разработки соответствующих дошкольному возрасту методов интеркультурного воспитания и организации межкультурного диалога педагогов, детей и родителей. Работа с родителями помогла построить позитивный диалог и наладить совместную работу по интеркультурному воспитанию дошкольников. Их включение в совместную деятельность, рассказы о разнообразии культурных традиций во много раз усилили эффективность нашей педагогической работы.Сейчас на базе детского сада №1787 проходят стажировку 26 педагогов и 2 руководителя из 16 учреждений Восточного, Западного, Северного, Центрального, Южного, Северо-Восточного и Северо-Западного, Зеленоградского округов столицы. Для участников стажировочной площадки проводят круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы по таким актуальным для этой проблемы направлениям, как «Организация образовательного процесса в многонациональных группах детского сада на основе ФГТ», «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми в рамках проектов «Москва многонациональная – прогулки по городу», «Как научить ребенка, для которого русский язык не является родным, правильно говорить по-русски». Участники стажировочной площадки имеют возможность получить консультации по различным вопросам, среди которых острыми стали организация системы работы по интеркультурному воспитанию в детском саду: взаимодействие педагогов, детей и родителей воспитанников. Им предлагают понаблюдать за деятельностью педагога-наставника, увидеть, как идет обучение детей разных национальностей русскому языку. В такой форме работы, как тьюторство, принимают участие многие педагоги детского сада – воспитатели и старшие воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед.В практику работы стажировочной площадки активно внедряют современные информационные технологии. Педагоги, проходящие стажировку на базе детского сада №1787, стали участниками вебинаров – семинаров и круглых столов, которые проводятся в режиме онлайн. Они знакомятся и с тем, как информационные технологии могут быть включены в образовательный процесс детского сада, использованы при организации как совместной с педагогом, так и самостоятельной деятельности детей (например, в рамках темы «Ребенок в многонациональном мегаполисе» могут быть использованы возможности Интернета), как можно применить интерактивные (смарт) доски.Основной акцент в работе стажировочной площадки сделан на организации работы творческих групп педагогов. В последнее время перед образовательными учреждениями Москвы поставлена задача стать центрами социокультурной жизни территории, активно привлекать детей, не посещающих это образовательное учреждение, организовывать и проводить различные мероприятия с участием родителей. В рамках стажировочной площадки начала действовать творческая группа педагогов, которые разрабатывают и апробируют разные формы такой работы. Например, в конце октября этого года совместными усилиями нескольких образовательных учреждений была проведена «Пряничная ярмарка», к участию в которой пригласили детей старшего дошкольного возраста и их родителей. В рамках ярмарки дети смогли ознакомиться с обычаями родной страны, узнали о традиционных тульских и городецких, архангельских и муромских пряниках, о тех российских городах, где издавна их изготавливали пряничных дел мастера. Педагоги ознакомили детей с тем, что пряниками знаменита не только Россия, но и другие страны, рассказали об этих странах и их традициях, показали и дали попробовать шведские рождественские пряники, нюрнбергские пряники из Германии и торуньские из Польши.Уделяя особое внимание работе именно творческих групп, мы стремимся к тому, чтобы педагоги, проходящие у нас стажировку, не только ознакомились с богатым и разнообразным опытом, накопленным нашим детским садом, но и смогли стать ее активными участниками, на практике применить те знания и опыт, которые они получают на стажировочной площадке.Наталья ГОРБАЧЕВА, заведующая ЦРР – детским садом №1787, руководитель стажировочной площадки;Наталья Родина, научный консультант стажировочной площадки, ведущий научный сотрудник НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца
Комментарии