search
main
0

Помощь на дому. Компьютерная. Для детей-инвалидов в Москве открыли Домашнюю школу

Второй год в Москве работает Домашняя школа. Ее ученики – а их ровно 750 – люди особенные: они не могут выйти из дома, не могут учиться вместе со своими сверстниками. Эти ребята-инвалиды были бы обречены на одиночество, но в прошлом году у каждого из них появились специальные рабочие места, подключенные к интернету. И они стали учениками Домашней школы. Собственно говоря, изначально школу делать не собирались, думали, что каждый сам каким-то образом сможет выстраивать свой личный учебный процесс с помощью школьных учителей, посещающих детей на дому. Но почти сразу оказалось, что при новой технике нужно и обучение строить по-новому, разрабатывая специальные учебные курсы, подбирая оптимальную методику.

А кроме того, стало ясно, что тезис «Образование – это и обучение, и воспитание, и развитие» должен стать руководством к действию и при обучении учащихся-инвалидов, и к непосредственно учебной работе прибавились дополнительное образование, начальное профессиональное, воспитание и социализация, поддержка здоровья. Об уникальном опыте Домашней школы рассказывает ее руководитель, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Елена БУЛИН-СОКОЛОВА.

– Сразу скажу: ничего бы не получилось, если бы правительство Москвы не приняло решение о выделении средств из Фонда квотирования рабочих мест на создание учебных компьютерных мест для детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, для детей с тяжелыми физическими нарушениями, для детей-инвалидов. На эти средства и было приобретено компьютерное оборудование. Наш Центр занимался прежде всего созданием образовательной среды, обеспечивающей поддержку и социализацию детей, которые находятся практически в обстановке коммуникативной изоляции, будучи лишенными возможности взаимодействовать со своими сверстниками, с другими людьми. С помощью интернета мы обеспечивали коммуникативность. Сделать это было сложно, потому что практически у всех учеников Домашней школы довольно слаба мотивация к обучению, к получению общего образования: многим непонятно, как они потом смогут воспользоваться полученными данными в дальнейшей жизни. Поэтому создание интегрированных, творческих проектов, курсов и разных других видов деятельности стало также одной из задач, которые мы решали. При этом самая главная задача профессиональной ориентации и получение профессии для этой категории детей стала доминирующей.

В Домашней школе ученики распределяются следующим образом: 106 учатся в начальных классах, 388 осваивают программу средней, 241 – старшеклассники.

Довольно быстро обнаружилось, что, как ни в одном учебном заведении, для детей-инвалидов и общее, и дополнительное, и профессиональное образование стало так тесно сплетено, что невозможно оторвать одно от другого. Мы с самого начала пытались и пытаемся разобраться вместе с семьей ребенка в том, какие у него способности, таланты, пристрастия, интересы, как можно их использовать и развить с учетом тех ограничений, которые возникли, к сожалению, уже на ранних ступенях его жизни. Мы стараемся сделать все для того, чтобы адаптировать ребенка, социализировать его и дать ему профессиональные инструменты, которыми он мог бы воспользоваться в жизни, выстроить для него индивидуальную жизненную траекторию. Это одна из сложнейших задач, с решением которой нам пришлось столкнуться.

Основные направления предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся Домашней школы: переводчик (47 человек), компьютерный аниматор (126 человек), журналист (76 человек), программист (121 человек), компьютерный график (90 человек), веб-дизайнер (144 человека).

Дети сами выбирают себе будущую профессию, после чего осмысленно начинают приобретать те или иные необходимые им знания. Кстати, большой популярностью стали пользоваться русский и иностранные языки, поскольку многие ученики видели себя в будущем переводчиками, корректорами, редакторами, потому что этой работой можно заниматься дома. Так, в нынешнем году Александра Никольская стала победителем конкурса юных переводчиков, организованного Британским советом и Всероссийской библиотекой иностранной литературы. Ученики Домашней школы вообще очень охотно и успешно участвуют в самых различных конкурсах: десятиклассники Дмитрий Барсуков и Андрей Прокофьев стали победителями международных соревнований 2004 года по компьютерному управлению и робототехнике.

Дети самостоятельно создают свои профессиональные произведения: в Домашней школе есть фотогалерея, и специалисты по фотоделу говорят, что продукты, которые выставлены там, – профессиональные достижения. Ученики снимают на видео профессиональное кино, причем демонстрируют чудеса монтажа. В школе выпускается интернет-газета, при этом ученики весьма успешно занимаются веб-дизайном.

В ближайшем будущем нам нужно выработать новый взгляд на систему аттестации обучающихся по дистанционной форме, педагогов, обучающих их, и самого виртуального учебного заведения. Домашняя школа возникла довольно стихийно в недрах нашего Центра, опыта такого рода пока в России нет, в этой школе довольно тесно сплетаются различные формы образования, поэтому возникает вопрос не только о правильном статусе этого уникального учебного заведения, но и о форме документа, который получат его выпускники. Дело не в том, что в этом документе должны быть отражены не только результаты учебы как таковой, но и те профессиональные знания и умения, которые получены в процессе учебы. Речь идет о том, чтобы после окончания школы выпускники могли бы с таким документом устраиваться на работу.

Обучение в Домашней школе идет по следующей схеме: целевой заказ на специалиста – профессиональное обучение – производственная практика как элемент учебного процесса – трудоустройство (работа и продолжение образования).

Реализация такой схемы профессионального обучения требует взаимодействия служб труда и занятости, Департамента образования и Комитета соцзащиты города.

В прошлом году Домашнюю школу окончили 47 выпускников. 44 из них продолжают обучение в таких престижных вузах, как МГУ, РУДН, МГППУ, МГСУ и т.д. 15 учатся в колледжах и училищах. Первый вице-мэр правительства Москвы Людмила Швецова приложила немало сил для того, чтобы компьютерное оборудование, полученное ребятами для обучения в Домашней школе, осталось у них и во время обучения в других учебных заведениях, это позволяет выпускникам этой школы успешно осваивать учебные курсы по дистанционной форме и на иных ступенях образования.

Тринадцать выпускников Домашней школы, которые стали студентами, совмещают учебу с работой. Часть из них успешно работают в нашем Центре.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте