В последние годы идеи интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников получают все большее распространение в практике организации образования. Не отрицая значимости этих процессов для облегчения положения детей-инвалидов, мне бы хотелось обратить ваше внимание на проблему развития коррекционного образования дошкольников.
Я руковожу детским садом компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с детским церебральным параличом и со сложными дефектами. Как показывает наш опыт, систему коррекционного дошкольного образования необходимо сохранять, расширять и совершенствовать в первую очередь в том виде, в котором она у нас формировалась традиционно. А именно: в виде детских садов компенсирующего вида для детей с патологиями развития.
Сейчас все чаще преобладает мнение, что образование детей-инвалидов в коррекционных учреждениях является их изоляцией от общества, и это безнравственно.
На наш взгляд, безнравственно направлять таких детей в обычные учреждения, где отсутствуют условия для эффективной реабилитации ребенка с особыми потребностями.
В общеразвивающем детском саду главная задача – образование. Главная задача детского сада компенсирующего вида – максимальное исправление физиологических и психологических проблем ребенка. И только после этого решение задач образовательной программы.
Для компенсации недостатков развития необходимо специальное оборудование и особые материальные, бытовые, организационные условия. Создание этих условий требует больших затрат. Дорогостоящее оборудование невозможно приобрести для всех общеразвивающих детских садов. Кроме того, отсутствие узких специалистов: врачей, логопедов, дефектологов не позволяет оказывать детям соответствующую помощь. В результате теряется драгоценное время для исправления недостатков в развитии, ведь именно в дошкольном детстве ребенок наиболее восприимчив ко всем реабилитационным мероприятиям.
Выпускники нашего детского сада, у которых дефект максимально компенсирован, адаптированы к жизни и готовы к школьному обучению не только в специализированных учреждениях, но и в обычных общеобразовательных школах. Эти результаты достигнуты благодаря специальной направленности учреждения, в штате которого 25 медицинских работников, из них 5 человек – врачебный персонал (невролог, педиатр, ортопед, врач ЛФК, психиатр). Деятельность этих сотрудников подкреплена соответствующим оборудованием для коррекции двигательных нарушений, для формирования навыков ходьбы и прямостояния, развития вестибулярного аппарата. В нашем учреждении имеются гидромассажная ванна, бассейн, физиотерапевтическое оборудование и многое другое.
К сожалению, такую помощь не могут получить все нуждающиеся дети. С какой болью мне приходится отказывать родителям в приеме больных детей в связи с отсутствием свободных мест! И вот вместо задачи развития сети компенсирующих детских садов ставится задача интеграции таких детей в общеразвивающие детские сады. Нетрудно догадаться, что именно за этот малозатратный способ решения проблемы ухватятся органы власти всех уровней.
Зарубежные коллеги, посещающие наш детский сад, удивлены тем, какую многогранную, эффективную и бесплатную помощь получают дети в коррекционных учреждениях России. Вместо того чтобы и далее развивать этот опыт, мы ориентируем власти на интегрированное образование по западному образцу.
В чем мы видим основные проблемы развития коррекционного образования дошкольников?
Во-первых, на законодательном уровне необходимо закрепить приоритет развития коррекционных детских садов перед интеграцией детей с ограниченными возможностями в обычные учреждения.
В Законе «Об образовании», ст. 29, к полномочиям субъекта РФ в сфере образования отнесена организация дошкольного образования в школах и специальных коррекционных учреждениях. Детские сады компенсирующего вида в этот список не входят. Логика такого разделения непонятна. Очевидно, что уровень финансовой защищенности выше у тех учреждений, которые финансируются из областного бюджета.
В Челябинской области по постановлению губернатора затраты на образование детей-инвалидов компенсируются из областного бюджета. Кроме того, родители могут выбрать индивидуальное обучение своих детей на дому или денежную компенсацию на дошкольное образование. В настоящее время это 3000 рублей в месяц. Все это хорошо, но на этом полномочия региональных властей заканчиваются, и за бортом социальной поддержки оказываются дошкольники с нарушением развития, которые в силу тех или иных причин не получили на данный момент времени статуса инвалида.
Мы считаем необходимым включить в перечень полномочий субъектов РФ организацию предоставления бесплатного дошкольного образования в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, а также в компенсирующих группах комбинированных детских садов.
Во-вторых, детские сады компенсирующего вида по своей сути выполняют функции трех отраслей: образования, здравоохранения, социальной защиты. Но финансируются все эти функции только за счет бюджета образования, и это, на наш взгляд, тоже неправильно.
Мы считаем, что на законодательном уровне необходимо решить вопрос финансирования детских садов компенсирующего вида из трех источников: образования, здравоохранения, социальной защиты. И это будет справедливо для всех участников этого процесса.
В-третьих, нам непонятно, почему в программах федерального уровня, таких как «Дети России», национальный проект «Образование», не предусмотрены никакие вложения в дошкольное образование вообще и, в частности, в коррекционное образование дошкольников. Мы считаем, что включение дошкольных учреждений компенсирующего вида в программы федерального уровня позволит сохранить и развить сеть таких учреждений.
На наш взгляд, реализация указанных предложений позволит поддержать отечественные традиции коррекционного образования дошкольников и реально улучшить эту работу в новых социально-экономических условиях.
Людмила ГРИБАНОВА, заведующая МДОУ №181, Челябинск
Предложения
работников дошкольного образования Челябинской области по совершенствованию законодательства в области обеспечения прав детей с ограниченными возможностями в дошкольном возрасте:
1. Делегировать полномочия по финансированию муниципальных детских садов компенсирующего вида субъекту РФ.
2. Принять законодательные акты, предусматривающие нормативное финансирование данных учреждений из трех источников.
3. Включать дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида в федеральные программы развития в целях поддержки и расширения сети данных учреждений.
Комментарии