Лицей №504 объединил в своем составе четыре школы и семь дошкольных отделений, а также службу помощи детям с ОВЗ (ранее – лекотека детского сада №26 «Растем вместе», ныне – группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии «Растем вместе»).
Лекотека «Растем вместе» пережила трудные времена реструктуризации, изменив статус на группу кратковременного пребывания (ГКП). Но, несмотря на новое название и структуру организации, благодаря неравнодушию и усилиям администрации лицея осталось главное – специалисты и качество оказываемой помощи. Теперь эта помощь есть в трех подразделениях лицея в разных районах города. Название «Растем вместе» очень емкое и вытекает из основных целей деятельности ГКП: это воспитание и обучение детей, которые растут в компании сверстников и окружении заботливых взрослых; это помощь и поддержка родителям, чья компетенция растет в сотрудничестве с педагогами; наконец это постоянное профессиональное и личностное развитие специалистов. История создания этой службы помощи особым детям – это история создания команды профессионалов. Почему именно команды? Потому что профессиональная помощь семье, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, предполагает объединение различных специалистов для полноценного, всестороннего понимания проблем ребенка и разработки содержания его грамотного сопровождения; потому что только в сплоченной команде возможно решить самые сложные вопросы и воплотить самые смелые идеи; потому что каждый специалист, ставя и решая на занятии свои задачи, идет к общей цели.В ГКП «Растем вместе» работает команда специалистов, накопивших большой опыт в построении системы сопровождения детей с ОВЗ. Психолог проводит комплексное психологическое обследование детей, консультирует родителей по его результатам, дает рекомендации специалистам по составлению индивидуальной программы для каждого ребенка с учетом диагноза ребенка и тяжести его состояния, компенсирует и развивает психомоторную сферу; дефектолог развивает и корректирует познавательную деятельность; логопед стимулирует речевое развитие; специалист по адаптивной физической культуре осуществляет профилактику и реабилитацию нарушений опорно-двигательного аппарата; специалист по художественно-эстетическому воспитанию формирует творческое самовыражение и интерес к продуктивной деятельности; музыкальный руководитель приобщает детей к музыкальной культуре; воспитатель группы организует совместную игровую деятельность детей. В настоящее время специалисты ГКП «Растем вместе» работают с детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет с различными диагнозами, среди которых: ранний детский аутизм; органические поражения ЦНС (в том числе гидроцефалия, эпилепсия, детский церебральный паралич); генетические синдромы (в том числе синдром Дауна, синдром Вильямса, метилмалоновая ацидемия); сенсорные нарушения; задержки психического развития, осложненные тяжелым соматическим состоянием. Цель работы ГКП «Растем вместе» – осуществление систематической коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; содействие в их социализации; оказание консультативной и психологической поддержки их семьям. Система работы с детьми непосредственно в ГКП «Растем вместе» включает в себя различные формы психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии: индивидуальные игровые сеансы со специалистами; интегрированные игровые сеансы, в которых с группой детей работают одновременно два педагога различной специализации (например, дефектолог и логопед); занятия в гончарной мастерской, экскурсии на конеферму. Кроме того, время пребывания детей непосредственно в группе предусматривает как периоды свободной игры, так и организованной совместной деятельности.Индивидуальные игровые сеансы – это первый микросоциум, в котором педагог адаптирует малыша к новым социальным условиям его жизни, повышает функциональность ребенка, готовя его к последующему вхождению в общество, подбирая оптимальные виды и техники работы с ним. Помимо традиционных методик и игровых материалов педагоги применяют авторские подходы.Мало какое государственное образовательное учреждение может похвастаться собственной гончарной мастерской. В ГКП «Растем вместе» такая есть. Здесь в непринужденной, как будто незатейливой обстановке решают серьезные задачи компенсации патологических состояний: снимают возбуждение, агрессивные реакции и высокую тревожность; у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) снижаются спастические мышечные состояния; нивелируются импульсивность и невротическая симптоматика (например, энкопрез); повышается собственная значимость ребенка (из бесформенного куска глины он с помощью педагога создает творческий продукт).Интегрированные игровые сеансы – это следующий социум, в котором развитие познавательной сферы и элементарной социальной культуры дошкольников с ОВЗ происходит в групповой работе.Помимо основных форм работы, проводимых непосредственно в учреждении, существуют другие, не менее значимые в достижении целей социализации, которые организуют на партнерских площадках. Это и выезды на конеферму «Костин двор», и тренировки в спортивном центре «На батуте», и досуги в детском игровом клубе «Джунгли», и различные экскурсии.Опыт реабилитационных мероприятий на конеферме не раз транслировался в СМИ, в настоящее время традиции сохраняются, посещение конефермы решает задачи эмоционально-личностной реабилитации и социализации воспитанников ГКП, где мини-лошадки используются не только как средство воздействия на физическую сферу детей, но в большей степени как средство воспитания личностных качеств.В спортивном центре «На батуте» могут заниматься дети с разным уровнем физического развития. Тренер совместно с педагогами ГКП подбирает индивидуальные упражнения различной сложности и технику занятия для каждого ребенка в зависимости от его возможностей и ожидаемой пользы. Кроме того, прыжки на батутах могут использоваться в логопедической работе как логоритмические упражнения. Помимо укрепления психофизического здоровья тренировки в центре «На батуте» повышают эмоциональный фон детей с ОВЗ, стимулируют их желание контактировать со взрослым, улучшают детско-родительские отношения.Игровые клубы – любимое времяпрепровождение детей и головная боль родителей. Детей с проблемами поведения (а это все дети с психической патологией), как правило, или не допускают туда, или их родители выслушивают некорректные замечания окружающих. Благодаря широкой просветительской работе специалистов ГКП многие досуговые и культурные места становятся для таких семей более доступными. В игровом клубе «Джунгли» дети с отклонениями в развитии приобретают опыт посещения общественных мест, усваивают правила поведения в них.Опыт социализации и усвоение элементарных норм общественного поведения формируют также и в культурном пространстве столицы. С ГКП «Растем вместе» сотрудничают многие учреждения культуры, посещение которых организуют для детей с ОВЗ в ходе совместной работы специалисты ГКП и сотрудники этих учреждений (ГМИИ им. Пушкина, Государственный Дарвиновский музей, музей сказок «Жили-были», Уголок дедушки Дурова). Выбираемые экскурсии соответствуют уровню развития воспитанников ГКП, они доступны для понимания, находятся в сфере интересов детей, содержат минимум вербальной информации, подчиняются определенному лимиту времени (с учетом возможностей детей).Но какое бы многообразие коррекционных услуг ни оказывали детям с отклонениями в развитии, все же решение проблем их воспитания лежит в первую очередь на родителях. А они в чем-то некомпетентны, зачастую депрессивны, беспомощны и сами нуждаются в психологической и духовной поддержке. Поэтому в ГКП и с родителями осуществляется разнообразная работа, в том числе встречи со священниками РПЦ, индивидуальные консультации психолога по личным вопросам, тематические групповые семинары, досуговые вечера и экскурсии. Такие экскурсии удовлетворяют интеллектуальные и эстетические потребности родителей, дают им возможность отдохнуть и отвлечься от ежечасного служения своему ребенку.Всем известно, что об уровне развития общества судят по его отношению к старикам и инвалидам. Наше общество, к сожалению, все еще имеет значительные трудности в принятии детей с ОВЗ. И если при виде ребенка с физическими недостатками у большинства людей еще пробуждается милосердие, то к детям с психическими отклонениями отношение иное: оскорбления, непонимание, боязнь, брезгливость. Общество вообще имеет крайне ограниченные представления о вариантах патологического развития, некомпетентно в том, какую конкретно помощь можно оказать, имеет ограниченный опыт встреч с детьми с ОВЗ. Кроме прочего, взрослые совершают ошибки в воспитании типичного подрастающего поколения, допуская противостояние «мы и они» (мы нормальны, они ненормальны). Специалисты ГКП «Растем вместе», понимая необходимость изменения отношения общества на терпимость и желание помочь, ведут просветительскую работу, пропагандируют адекватное отношение к детям с ОВЗ, знакомят администрацию и сотрудников культурных и досуговых учреждений с особенностями воспитанников ГКП, их проблемами, возможностями, с тем, какая работа уже ведется с ними и чем еще можно им помочь. С этой же целью ГКП для детей с отклонениями в развитии организует волонтерские дни школьников старших классов. Сначала подростков в школе знакомят с воспитанниками ГКП заочно, используя рассказ и детские фотографии, затем учащиеся приглашаются непосредственно в ГКП для оказания помощи в проведении игровых сеансов. Так у современной молодежи воспитывают самые высокие нравственные чувства: милосердие, сострадание, заботу и любовь к ближнему.Мы представили опыт лишь одного учреждения, работающего с особыми детьми. Однако, учитывая негативную тенденцию к повышению процентного роста числа детей с тяжелыми патологиями, считаем, что подход к их сопровождению требует совершенствования комплекса психолого-педагогических и социальных мер. Одной из таких мер должно стать открытие подобных служб коррекционной помощи в разных точках Москвы в шаговой доступности для детей с ограниченными возможностями. Именно это стало и одним из приоритетных направлений развития лицея №504 как современного, прогрессивного учреждения, не только заботящегося о воспитании и образовании обычных детей, но и пытающегося сохранить лучшие традиции коррекционной помощи.Елена МОРИНА, старший воспитатель лицея №504,Елена ДРОЖДИНА, педагог-психолог лицея №504
Комментарии