Уровень речевого развития во многом показатель общего развития ребенка и определяет возможности его адаптации в обществе. Развитие ребенка с речевой патологией требует системного подхода и применения специфических методов и приемов работы не только учителя-логопеда, но и других специалистов.
В детском саду компенсирующего вида №1388 работают четыре группы 12-часового пребывания для детей с нарушениями речи. Основной контингент – дошкольники с общим недоразвитием речи (с различными речевыми клиническими диагнозами: дизартрия, моторная и сенсорная алалия). Как показывает практика работы нашего учреждения, в некоторых случаях в структуре дефекта у детей может наблюдаться тяжелая патология речи, отягощенная такими нарушениями, как задержка психического развития, двигательные расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания, эмоционально-поведенческие расстройства (по типу аутистических проявлений). Поэтому работа учителя-логопеда с такими детьми не всегда бывает достаточно эффективной и требует включения в коррекционно-педагогический процесс других специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, специалиста по логоритмике, воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, квалифицированного медицинского персонала. Такой комплексный подход в логопедической работе с достаточно сложным контингентом детей способствует более эффективному преодолению отклонений в развитии и гармонизации личности дошкольников с общим недоразвитием речи, расширяет возможности применения новых форм коррекционного воздействия, но при этом требует четкой слаженной организации работы и тесного взаимодействия специалистов различных профилей.Для повышения эффективности компенсации речевых дефектов необходимы профилактика, раннее выявление и своевременное начало коррекции или сглаживания отклонений развития в первые годы жизни ребенка. В связи с этим особо актуальным стало внедрение в деятельность нашего дошкольного учреждения новых форм работы с детьми раннего и дошкольного возраста, а также их родителями: структурное подразделение «Служба ранней помощи», группа кратковременного пребывания «Дети с отклонениями в развитии» и группа «Особый ребенок» для детей со сложной структурой дефекта. Цель Службы ранней помощи – организация и осуществление психолого-педагогической и медико-социальной поддержки семей, имеющих детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития (или с риском возникновения отклонений в развитии), не посещающих образовательное учреждение. Раннее выявление, преодоление и предупреждение отклонений в развитии детей посредством комплексной взаимосвязанной работы специалистов разного профиля при активном участии родителей значительно снижают риск возникновения вторичных нарушений, в большинстве случаев исключают необходимость компенсирующего обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также значительно расширяют возможности выбора дальнейшего образовательного маршрута ребенка.В результате работы групп различной направленности появляется возможность использовать коррекционно-обучающие методики и выстраивать индивидуальный маршрут развития каждого воспитанника с раннего возраста до школы в условиях непрерывного специального образования.Психолого-педагогическая работа осуществляется высококвалифицированными специалистами. Среди них шесть учителей-логопедов, два педагога-психолога, социальный педагог, старший воспитатель, десять воспитателей, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, старшая медсестра, медсестра по массажу, инструктор ЛФК.На базе детского сада компенсирующего вида №1388 была разработана и в настоящий момент внедряется модель взаимодействия специалистов учреждения в комплексной работе с детьми с речевой патологией, что стало актуальным направлением специального образования. Основная цель разработки такой организационной модели – повышение эффективности коррекционно-логопедической помощи ребенку с речевой патологией в компенсации нарушений развития, максимальной реализации своих способностей и социализации. В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической работы нашего учреждения конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной работе с детьми с речевой патологией. Кроме этого в рамках данной модели заложены перспективные направления развития, которые дают возможность совершенствования уже имеющихся и введения новых форм и методов работы различных специалистов. Эта модель незавершенная, она постоянно расширяется и совершенствуется, что способствует повышению уровня оказываемой помощи детям с речевой патологией. В нашем детском саду работает психолого-педагогический консилиум, в состав которого входят специалисты разного профиля, которые определяют индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут и разработку индивидуально ориентированной программы обучения и воспитания для каждого ребенка. В соответствии с современными требованиями к внедрению здоровьесберегающих технологий в дошкольный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ проводят логоритмические занятия для коррекции нарушений двигательной сферы (общей, тонкой ручной и артикуляционной моторики) и речевых функций.Основными формами коррекционно-логопедического воздействия стали индивидуальные и фронтальные логопедические занятия, но их эффективность значительно повышается при проведении параллельно с ними комплекса музыкальных и логоритмических занятий в сочетании с лечебным массажем и занятиями по физкультуре.Координационная работа заведующего детским садом заключается в подборе высококвалифицированных кадров для работы со сложной категорией детей; в организации взаимодействия специалистов разного профиля в работе с детьми с речевой патологией; в стимуляции персонала к постоянному повышению своей профессиональной компетентности; в создании положительной, доброжелательной атмосферы в коллективе и формировании навыков работы в команде; осуществление взаимодействия учреждения с другими учреждениями для обмена опытом – участие в конференциях, семинарах и «круглых столах».Наш детский сад компенсирующего вида активно взаимодействует с кафедрой логопедии факультета специальной педагогики и лабораторией специального и инклюзивного образования НИИСО Московского городского педагогического университета. С появлением службы ранней помощи практика такого сотрудничества расширилась: сотрудники университета осуществляют научно-методическую и практическую поддержку работы ДОУ, помогая организовать диагностический и коррекционный процесс, а также консультируя семьи в сложных случаях.В настоящее время идет процесс реорганизации путем присоединения детского сада №566 к детскому саду №1388, расположенных в Москве на улице Ивана Бабушкина. Цель реорганизации – модернизация социальной инфраструктуры Академического района, внедрение новых форм дошкольного образования позволит расширить и совершенствовать спектр образовательных услуг для жителей нашего района.Светлана АВЕРЮШКИНА, заведующая детским садом №1388
Комментарии