search
main
0

Поморье – родина учительства. Роль великого ученого в развитии отечественной педагогической мысли трудно переоценить

Не каждому ученому выделяется отдельная отрасль науки. Михаил Васильевич Ломоносов оставил такой след в истории, что изучать его наследие можно поколениям и поколениям исследователей – так и появилось ломоносововедение.

Само научное направление, как считается, зародилось в последние годы жизни ученого, когда были опубликованы его сочинения и начался сбор материалов биографии. Значительный вклад в изучение жизни и личности М.В.Ломоносова внесли работы Я.Я.Штелина и И.И.Лепехина, в том числе описание его знаменитого путешествия на родину ученого. Достоинство произведений ученика первого русского академика заключалось в сборе рассказов живых очевидцев, знавших отца и сына Ломоносовых.История исследователей наследия великого помора переживала и взрывной интерес, и полное забвение, которому предавали идеи Ломоносова. Как правило, значительный рост изысканий наблюдался в период празднования очередных юбилеев ученого. Довольно солидные исследования в области ломоносововедения появились к 200-летию со дня рождения академика, в 1911 году (Б.Н.Меншуткин, Б.Л.Модзалевский, Н.Р.Политур, И.М.Сибирцев, В.В.Сиповский и др.). Очередной всплеск интереса произошел в год 250-летия со дня рождения ученого. К этой дате было завершено издание полного одиннадцатитомного собрания его сочинений, что явилось огромной заслугой целого коллектива авторов. Выход этого издания стал событием в истории ломоносововедения, поскольку его материалы дали возможность более глубоко и всесторонне изучать наследие ученого. Большой научный интерес представляют биографические работы о М.В.Ломоносове, подготовленные советскими исследователями (В.И.Астафуров, М.Т.Белявский, В.В.Данилевский, Г.М.Коровин, Б.Г.Кузнецов, А.А.Морозов, Г.Е.Павлова, А.С.Федоров и др.). Однако в них сохранялась прежняя традиция в характеристике научного наследия ученого: основной упор делался либо на биографические данные, либо на освещение отдельных сторон деятельности М.В.Ломоносова. Как раз в это время получила свою разработку оценка М.В.Ломоносова как просветителя, данная еще Г.В.Плехановым, – первый русский академик занимался не только чистой наукой, но и много сил отдавал развитию просвещения в стране. Эта сторона его деятельности долгое время оставалась вне поля зрения исследователей.Однако видение Ломоносова как просветителя подтолкнуло исследователей на поиск и внимательное изучение педагогических идей ученого. Среди историко-педагогических работ по ломоносовскому периоду выделяется монографическое исследование В.К.Бобровниковой. Автор показала сущность просветительской программы ученого, его педагогическую деятельность, раскрыла борьбу М.В.Ломоносова за распространение просвещения среди молодежи. Обращает на себя внимание и тот факт, что изучение педагогического наследия М.В.Ломоносова в основном осуществлялось в 50-60-е годы ХХ столетия. Лишь спустя почти тридцать лет состоялась Всесоюзная научно-практическая конференция «М.В.Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения», которая проводилась на родине ученого, в Архангельске, в сентябре 1986 г. Значение конференции состояло в обращении широкой научной общественности к осмыслению роли М.В.Ломоносова в просвещении и педагогике. Анализ материалов, обсужденных исследователями, показал слабую изученность педагогических идей ученого, взаимовлияние его философской, психологической и педагогической теорий. Недостаточно исследована взаимосвязь между становлением М.В.Ломоносова как гражданина, ученого и экономическим, политическим, культурным развитием Русского Севера XVII-XVIII вв.Одна из причин этого – незнание педагогических сочинений М.В.Ломоносова, что не позволяет осуществить глубокий анализ его идей. Кроме того, в историко-педагогической литературе нет единства в используемой терминологии: одни изучают педагогические взгляды ученого (Л.А.Перевалова), другие – его педагогические идеи (В.К.Бобровникова). По нашему мнению, педагогические идеи Ломоносова следует рассматривать как учение, заложившее основы русской научной педагогики.Особое место в работах занимает его просветительская программа, в которой он выступил организатором народного просвещения на основе принципов  гуманизма, демократизма, народности. Неисследованным остается вопрос о благотворном влиянии данной программы на развитие просвещения в многонациональных территориях, на становление прогрессивной педагогической мысли народов России.В педагогическом учении М.В.Ломоносова мы выделяем как недостаточно изученные его дидактические идеи, несмотря на то что он внес много нового, оригинального в разработку принципов, методов обучения, организационных форм.До сих пор в научной литературе практически не раскрыта педагогическая деятельность М.В.Ломоносова, ее основные этапы. В этой связи следует обратиться к уточнению его биографии. Мы убеждены в огромном влиянии Поморского Севера, его культурных традиций на формирование М.В.Ломоносова как человека, ученого, педагога. Однако нам менее всего известен поморский период его жизни. К сожалению, сохранилось крайне мало документов, связанных с пребыванием академика на Севере. Одна из причин этого – пожар в Архангельске в XVIII веке, в котором сгорело большое число бесценных документов. По существу, не сохранились документы, связанные с родителями ученого, происхождением их фамилии (после смерти отца фамилия Ломоносовых перестала существовать в Денисовке), грамотностью взрослых членов семьи. Неизвестно также, у кого научился грамоте М.В.Ломоносов, который к 15-16 годам имел хороший почерк, о чем свидетельствуют его автографы, найденные в архивах Архангельской таможни Н.Л.Коньковым. Довольно проблематичным является выявленный круг родственников и знакомых М.В.Ломоносова на Севере, повлиявших на развитие его интересов к наукам, языкам. Недостаточно изучена своеобразная социальная среда, в которой формировался будущий гений. Опираясь на этнографические источники, следует выделить народные воспитательные традиции поморов, охарактеризовать поморскую педагогику, основы которой позднее обнаружились в педагогическом творчестве ученого. Кроме того, поморскую среду необходимо рассматривать на фоне взаимовлияния скандинавской и северорусской культуры, анализа состояния народного просвещения на Севере, народной культуры, характеристики деятельности таких прогрессивных людей Поморья, как B.В.Крестинин, А.И.Фомин, знакомства с работой народных учителей. Документы РГАДА, материалы Полного собрания законов Российской империи свидетельствуют о посылке из центра в разные губернии, в том числе и Архангельскую, учителей. До сих пор неисследованной остается их педагогическая деятельность.В «Архангельских губернских новостях» (1869, №5) были помещены материалы, в которых высказывалось предположение об обучении М.В.Ломоносова в архиерейской школе в Холмогорах. Хотя советские исследователи, в том числе А.А.Морозов, отвергают этот факт, он требует документальной проверки по ряду причин. Известно, что, во-первых, мать ученого была родом из семьи церковнослужителя. Во-вторых, школа в те времена являлась малочисленной, и поэтому была возможность принять в нее крестьянских детей. В-третьих, уровень грамотности, почерк, стиль письма М.В.Ломоносова в юные годы позволяют сомневаться в том, чтобы так можно было научиться урывками, без системы и должного руководства со стороны учителя.Для понимания сущности педагогической деятельности М.В.Ломоносова важно также знакомство с его московским и немецким периодами жизни. Однако для этого мы имеем бедные документальные источники. Лишь в двух письмах к И.И.Шувалову находим его воспоминания о московских годах жизни, а обучение М.В.Ломоносова в Германии представлено практически косвенными источниками. Важно изучить влияние педагогов, поэтов, ученых Германии на формирование его педагогических идей. Кроме того, недостаточно известно о посещении М.В.Ломоносовым Киева. Рассматривая вопрос о педагогической деятельности М.В.Ломоносова, целесообразно с позиций современности подойти к оценке роли И.И.Шувалова в жизни и творчестве ученого. В литературе 50-х годов XX в. эта проблема получила одностороннее освещение: установление подлинного вклада М.В.Ломоносова в открытие Московского университета, его гимназий, в разработку программ их деятельности и противопоставление его И.И.Шувалову. Вероятно, это было сделано в противовес некоторым работам XIX – начала XX века, в частности Д.А.Толстого. Однако в исследованиях того периода русскими учеными уже ставился вопрос о значении взаимодействия и сотрудничества М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова. Например, И.М. Соловьев, занимаясь изучением состояния русских университетов, сделал вывод о забвении М.В.Ломоносова в истории русского просвещения, научные труды которого «целых полтораста лет пролежали в архивах Академии наук, не получив своего естественного развития в истории науки». Он отметил упорство и настойчивость М.В.Ломоносова в отстаивании проекта и устава Московского университета и сделал вывод о том, что «многие мысли М.В.Ломоносова легли в основу Шуваловского проекта». И.М.Соловьев объективно оценил стремление М.В.Ломоносова взять «здоровые традиции немецких университетов и с учетом российских условий использовать их при организации Московского университета».Изучение архива И.И.Шувалова, находящегося в РГАДА, детальное знакомство с современной литературой (А.С.Орлов) свидетельствуют о необходимости переоценки значения отношений его с великим русским академиком. Инициатором создания университета был М.В.Ломоносов, что подтверждено документально. Но несомненно и то, что проведение этой идеи в жизнь, быстрое ее осуществление в условиях того времени, менее всего способствовавшего данному предприятию, принадлежит И.И.Шувалову, одному из интереснейших, образованнейших людей эпохи Просвещения. Сближение их послужило общественной пользе и интересу. В течение тринадцати лет М.В.Ломоносов привлекал И.И.Шувалова не только успехами в естественных науках, но и блестящим поэтическим талантом. Со своей стороны И.И.Шувалов был вдохновителем многих начинаний М.В.Ломоносова. Вероятно, и вопрос должен рассматриваться не в плане противопоставления этих двух выдающихся людей, а в плане их взаимодействия на благо общегосударственных интересов.Особый всплеск внимания к педагогическим идеям Ломоносова произошел в год 300-летнего юбилея ученого и в связи с рождением проекта создания в селе Ломоносово комплекса «Ломоносовская усадьба». Примерный ее план был составлен рабочей группой (Т.С.Буторина – автор идеи, А.В.Борчук, М.И.Постникова, П.С.Журавлев) и представлен губернатору области. Идея проекта заключается в  интеграции научно-исследовательского, экономического, интеллектуального и культурного ресурсов для создания на родине М.В.Ломоносова  научно-образовательного и культурно-исторического комплекса «Ломоносовская усадьба» в целях повышения  инновационной и научно-технологической привлекательности Арктического региона.Ведущими направлениями  в структуре «Ломоносовской усадьбы» являются образовательный и научный компоненты в соответствии с современными требованиями государственной политики в сфере образования и науки. Создание «Ломоносовской усадьбы» предполагает интеграцию научных школ Арктического региона,   использование аналогичного опыта отечественных и зарубежных научных центров и университетов по формированию профессионала, способного творчески трудиться в новых экономических условиях в соответствии с вызовами времени.Таким образом, анализ затронутых вопросов показывает, что педагогическое ломоносововедение как предмет историко-педагогического исследования остается актуальным и для современного научного поиска. Для этого необходимы системная исследовательская деятельность, изучение самих произведений Ломоносова, объективная оценка роли ученого в истории русской педагогической мысли и образования.Празднование 305-летия со дня рождения М.В.Ломоносова объединяет государственные и неправительственные организации, деятелей науки и культуры, власть и бизнес, активизирует народные инициативы, повышает интерес общества к трудам и деятельности личности ученого. Потенциал влияния научного,  педагогического наследия и самой личности Ломоносова на современное общество, на молодежь огромен, но до конца не востребован и не реализован. На это и нацелена идея создания «Ломоносовской усадьбы».Татьяна БУТОРИНА, профессор, доктор педагогических наук,  директор НОЦ «Ломоносовский институт» Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.ЛомоносоваАрхангельскДосье «УГ»Буторина Татьяна Сергеевна – крупный ученый, ведущий специалист в области истории и теории педагогики, ломоносововедения. Ею создано новое направление в науке – педагогическая регионология, предметом которой является изучение толерантности регионных и национальных приоритетов, историко-педагогических и социально-культурных особенностей региона, влияющих на формирование и развитие личности. В рамках данного научного направления выполнены фундаментальные и прикладные исследования, позволившие выделить ломоносовский период в истории отечественной педагогики; разработать оригинальную концепцию национально-регионального компонента, направленную на модернизацию содержания образования, учебно-воспитательного процесса в разных образовательных учреждениях; обосновать и раскрыть сущность народной поморской педагогики; обеспечить научно-методическое оснащение процесса внедрения научных разработок, подготовить комплекс различных программ («Поморская семья», «Национальное образование на Архангельском Севере», «Народная культура Русского Севера» и т. п.).Автор более 300 научных работ, монографий, учебных пособий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте