Цели классного часа: – знакомство учащихся с возможностями студенческих профсоюзов России, целями и задачами студенческих профсоюзов; – формирование активной жизненной позиции учащихся; – создание условий для активной деятельности одиннадцатиклассников, будущих студентов; – освоение ценностей и законов гражданского общества, их принятие и соблюдение учащимися.
компьютерная презентация, выставка литературы по теме занятия.Ход классного часа1. Организационный момент.2. Знакомство с целями и задачами профсоюзной организации студентов.Беседа с учащимися.Учитель: На предыдущем занятии мы познакомились со статьями Трудового Кодекса Российской Федерации, который регулирует отношения между работодателями и работником, узнали, могут ли работать несовершеннолетние, выяснили роль профсоюза в защите интересов подростков. Учитывая ваш статус выпускников, будущих студентов, давайте посмотрим на возможности профсоюзной организации с несколько иной точки зрения – поговорим о роли профсоюза в улучшении жизни студентов.Как вы думаете, если отношения между студентом и администрацией вуза вылились в конфликт, как его можно цивилизованно разрешить?Ответы учеников.Учитель: Многие конфликтные ситуации действительно разрешаются в судебном порядке. Но у студентов вузов есть важный способ предотвращения конфликтов. Это обращение в профсоюзную организацию. Ребята, кто из вас знает что-либо о профсоюзных организациях студентов?Ответы учеников.Учитель: Ответить на вопрос о том, может ли профсоюз представлять интересы студенчества, мы попытаемся сегодня при разрешении проблемных ситуаций и анализе ролевой игры.Работа в группах: решение проблемных ситуаций.Учитель раздает учащимся Положение о Первичной профсоюзной организации студентов Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского.После выполнения заданий группы представляют результаты работы. Учитель комментирует выступления, в случае необходимости корректирует их.1‑я проблемная ситуация18‑летняя Зина, студентка 1‑го курса, приехала учиться в Саратов из районного центра. Из-за тяжелого материального положения семьи девушка не может оплатить съемную квартиру для проживания. Как в данной ситуации ей может помочь студенческий профсоюз?2‑я проблемная ситуацияВо время учебы на 1‑м курсе 19‑летний Гена, студент коммерческого отделения вуза, решил устроиться на работу, чтобы скопить необходимую сумму денег на покупку компьютера. Компьютер был куплен, но деньги за оплату учебы Гена не смог внести вовремя. Чем может помочь профсоюз Гене в сложившейся ситуации?3‑я проблемная ситуацияАлиса, студентка 2‑го курса, тяжело проболела целый семестр, теперь ей для укрепления здоровья показано санаторно-курортное лечение. Может ли Алисе помочь профсоюзная организация?РефлексияУчитель: Мы познакомились с Положением о Первичной профсоюзной организации студентов СГУ. Какие, на ваш взгляд, задачи профсоюзной организации студентов являются приоритетными?Ответы учеников.Ролевая игра «Сон Митрофана» (по мотивам пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»)ПрологКомната, убранная по-деревенски. В центре комнаты – кровать. На кровати – Митрофан, около окна нянюшки, которые развлекают героя песнями да частушками. Юноша, отведав солонины ломтика три, да подовых, да пять булочек, задремал…Комната студенческого общежития. Рядом с кроватью Митрофана – магнитофон, из которого доносятся частушки:Компьютер новыйУ Катюши,Проезд бесплатный -Тоже плюс.В учебе ей всегда поможетЕе защитник – профсоюз.Подлечат нервыГаля с Борей,Вновь обретутК учебе вкус.А за путевку в санаторийТебе спасибо,Профсоюз!Светлана всталаНа пуанты,Сережа напевает блюз -Чтоб им раскрытьСвои таланты,Проводит смотрыПрофсоюз!Ситуация 1Митрофан решил по совету Правдина, настояниям матушки взяться за ум. Он поступил на коммерческое отделение престижного вуза.В имении Простаковых случился неурожай и падеж скота. Деньги на обучение сына родители не смогли предоставить в положенное время.Вопрос: Каким образом профсоюз может помочь Митрофану в создавшейся ситуации?Ситуация 2Митрофан надумал жениться, решив исполнить свою давнюю мечту.Вопрос: Может ли профсоюз помочь молодой семье в решении жилищного вопроса?Ситуация 3Митрофан решил посетить с молодой женой концерт приезжих артистов. К сожалению, личные накопления юноши не позволяли семье насладиться выступлением балалаечников.Вопрос: Можно ли Митрофану получить в профкоме билеты со скидкой?Ситуация 4После концерта, воодушевившись от игры да песен, Митрофан с супругой решили создать бардовский дуэт «Простаковские страдания».Вопрос: Каким образом профсоюз поможет Митрофану и его супруге в раскрытии их талантов?Профсоюзная трибуна «Вопросы и ответы»Учитель: За основу нашей беседы взята брошюра «Из первых уст… (пятьдесят вопросов Николаю Николаевичу Тимофееву, председателю Саратовской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации)».Вопрос: В Саратовской области много учреждений профессионального образования. Студенты являются членами профсоюза? Как осуществляется защита прав студенчества?Ответ: Студенческие профсоюзные организации есть в 6 высших и 6 средних специальных учебных заведениях, в двух вузах – СГУ и СЭУ – действуют объединенные профсоюзные организации.Студенческие профкомы проводят работу по социальной защите студентов и аспирантов. Во всех учреждениях профессионального образования были разработаны свои положения о стипендиальном обеспечении. Профсоюзные комитеты и их актив участвуют в распределении стипендиального фонда.При Центральном совете профсоюза создан Студенческий координационный совет (СКС), который ведет переговоры с Правительством РФ об улучшении социального положения студентов. От Правительства РФ удалось добиться повышения размера стипендии, выделения средств на ремонт общежитий, на укрепление студенческих оздоровительно-спортивных лагерей.Вопрос: Чем регулируется социальное партнерство в студенческой среде?Ответ: Во всех учреждениях высшего и среднего профессионального образования студенческие профкомы заключают с администрацией либо самостоятельные соглашения, либо в действующих коллективных договорах предусматривают раздел, в котором оговариваются обязательства администрации по отношению к студентам.Через колдоговоры и соглашения студенческие профкомы решают с администрацией вопросы по созданию условий для учебы, организации отдыха, медицинского обслуживания.Вопрос: Принимаются ли какие-то меры по совершенствованию медицинского обслуживания студентов, их оздоровлению?Ответ: Обком профсоюза дважды проводил «круглые столы» с привлечением представителей администрации, здравпунктов, профилакториев, профсоюзного актива. Каждый год выводы и предложения направлялись в различные инстанции. Наши действия позволили сохранить вузовские здравпункты. В настоящее время создана хорошая база для медицинского обслуживания в СГАП, СГСЭУ.Укрепляется база оздоровительно-спортивных лагерей СГТУ, СГСЭУ, СГАП. Совершенствуется работа студенческих профилакториев СГТК, СГУ.3. Экспресс-путешествие «Приоритетные направления профсоюзных организаций студентов вузов России».Марийский государственный университет«Вопросы социальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов решаются ректоратом в тесном взаимодействии с профсоюзным комитетом университета. Приоритетные направления:1) улучшение условий проживания студентов;2) совершенствование стипендиального обеспечения студентов;3) совершенствование предоставления медицинской помощи студентам;4) содействие трудоустройству студентов;5) оснащение высокоскоростным Интернетом;6) предоставление студентам образовательных кредитов».В.Сайранов, проректор по развитию Марийского государственного университета. «Талантам – повышенные стипендии».Калмыцкий государственный университет«Наш профком строит свою работу по защите прав и интересов студенческой молодежи во взаимодействии со Студенческим координационным советом отраслевого профсоюза. Мы вместе добивались увеличения стипендиального фонда, для чего направляли письма и телеграммы в органы исполнительной власти и депутатам Государственной Думы РФ.Одно из важнейших направлений нашей работы – поддержка студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов-инвалидов, участников боевых действий. Нуждающимся студентам оказывалась консультационно-правовая помощь по вопросам назначения социальной стипендии, оформления академических отпусков, заселения в общежитие».М.Басхаева, председатель студенческого профкома Калмыцкого государственного университета. «Договор – один на всех».(Продолжение экспресс-путешествия – в дополнительных материалах.)4. Подведение итогов классного часаУчитель: Сегодня студенческие профсоюзы активно участвуют в общественной жизни страны, отстаивают интересы учащихся, помогают в развитии творческого потенциала личности.В новом Законе «Об образовании в РФ» студенческим общественным организациям дано право активно вмешиваться в процесс принятия решений руководством образовательной организации. От того, как себя проявят лидеры студенческих организаций, сами члены профсоюза, будет зависеть их материальное благосостояние в дальнейшем. Сегодня важно закрепить в договоренностях и документах основные позиции, защищающие и улучшающие социальные гарантии обучающихся. В этом заключается основная задача студенческих профсоюзных организаций в ближайшее время.Ирина ПЕТРОВА, учитель русского языка и литературы,Людмила БОЕВА, библиотекарь гимназии №4 города Саратова, участники IX Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»Дополнительные материалы к классному часу опубликованы на сайте «Учительской газеты»: ug.ru/method_article/815.
Комментарии