Моя педагогическая деятельность началась в 60-е годы прошлого века. Это был сложный период – в образовании царили процентомания, подавление творчества, бюрократизм. Нарастали кризис, неудовлетворенность создавшейся ситуацией. В эти годы появляются педагоги-новаторы. Опыт Шаталова, Щетинина, Ильина, Волкова и других учителей был основан на педагогике сотрудничества.
Мое кредо: «Быть учителем – значит любить детей, жить для них!» Мне близок опыт известного педагога Ильина, решавшего нравственные проблемы через анализ литературных произведений, через коллективные обсуждения и дискуссии по изучаемому материалу. На уроке одним ученикам предлагается быть семьей Болконских, другим – семьей Ростовых. «В какой семье вы хотели бы жить и почему?» Ученики задумывались, анализировали воспитание в семьях, высказывали свои мысли, отстаивали свою точку зрения. На такие уроки приглашали родителей, те не только слушали ответы детей, но и анализировали свой личный опыт воспитания. Учитель Ильин предлагал ученикам осмыслить нравственные проблемы, выработать собственную точку зрения. Индивидуальный подход к каждому ученику очень важен. На своих уроках я делила учеников на группы по четыре человека в каждой. В группе выбирался ученик более подготовленный, который мог бы помочь своему товарищу в учебе. В начале урока объявлялись тема, цель, давалась информация о путях изучения материала. Ребята изучали текст в целом или по частям, анализировали рисунки, графики, составляли план. Такая методика позволяла осуществлять индивидуальную работу. Был у меня в классе стеснительный мальчик. К тому же он заикался. Ребята над ним подшучивали. Пока класс работал, я садилась к Пете и беседовала с ним по изучаемой теме. Рассказывала, спрашивала, хвалила, если он отвечал правильно. А в конце урока подводила итог: «Петя молодец, сегодня отвечал неплохо, а к следующему уроку подготовится и ответит еще лучше». Так я помогла мальчику выйти из разряда неуспевающих учеников. Ребята стали относиться лучше к нему. Интересные методики и приемы описывает Ш.А.Амонашвили в книгах «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?». Из его рекомендаций я применяла прием «по секрету на ушко». Если нужно было пожурить ученика за плохой ответ или нарушение дисциплины, я подходила к нему и замечание шептала на ушко, чтобы его не унижать. При этом ученик смущался, извинялся, иногда краснел. Комплименты обычно говорила вслух: «Саша, скажи своим родителям, что сегодня я очень довольна твоим ответом и поведением», «Лена, передай привет маме и скажи, что ты сегодня отлично занималась, проявила активность, интерес». Отмечаю, что методы и приемы сработали положительно как в школе, так и в институте со студентами. Галина ЛЯПИНА, член-корреспондент Международной академии педагогического образования, отличник народного просвещения, Самара
Комментарии