Студенческий координационный совет рассмотрел вопрос о занятости студенческой молодежи. В связи с переходом страны к рыночной экономике эта проблема стоит наиболее остро. Около 90 процентов выпускников вузов не имеют возможности трудоустроиться по специальности: частные предприятия ставят как основное условие наличие стажа, государственные же не могут обеспечить молодым специалистам достойную заработную плату.
Вторичная занятость – это чаще всего неквалифицированный труд с низкой оплатой на должностях дворников, санитаров, подсобных рабочих, помощников воспитателей, сторожей, вахтеров и так далее. Такими вакансиями сейчас делятся с вузами региональные органы занятости департаментов по делам молодежи. Проведение же вузами ярмарок вакансий требует определенных денежных средств и поэтому не всегда возможно.
Анализ документов Минобрнауки РФ, проведенный СКС, позволил сделать вывод о том, что документы эти замечательные, нужные. Если бы еще и выполнялись, цены б им не было.
Не выполняется и принятая совместно Министерством образования и Министерством труда в 2000 году Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.
Региональные службы не собираются подписывать договоры на информационное и консультационно-справочное обслуживание с центрами содействия занятости и трудоустройству выпускников вузов, хотя еще в 2002 году на этот счет в регионы было направлено письмо Минобразования.
Осталось без внимания и письмо Минобра, отправленное в 2001 году советам ректоров о создании региональных центров занятости студентов на базе ведущего вуза.
Благодаря Межрегиональному координационно-аналитическому центру по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профобразования МГТУ имени Н.Э.Баумана вузы получили возможность приобрести за собственные средства отличные сборники нормативных документов, методических рекомендаций и других материалов. В то же время межвузовская общероссийская база данных по вакансиям, с точки зрения СКС, абсолютно бесполезна для рядового студента.
Проблема фактически не решается на федеральном уровне: не будучи официально безработными, студенты не включены в состав участников программы «Организация общественных работ».
Как считают члены СКС, проблему может решить, во-первых, реализация всех принятых ранее документов, а во-вторых, создание центров содейтсвия занятости на базе вузов с введением в штатное расписание бюджетных ставок директора центра, программиста, социального менеджера и психолога. Выделение данному структурному подразделению помещения и соответствующего оборудования (компьютера, подключенного к сети «Интернет», отдельной телефонной линии и др.), обучение руководителей центра с выдачей сертификатов о переподготовке поможет наладить его работу на современном уровне. Кроме того, необходимо разработать систему финансирования центров за счет совместных бюджетов министерства, департаментов по делам молодежи регионов и внебюджетных средств вузов.
Комментарии