search
main
0

Помогите родителям. или Умеете ли вы общаться с собственным ребенком?

Ученик, школа, родитель – три составляющих одного целого под названием «образовательный процесс». Однако если в ученической и учительской аудитории опросы на тему «Что такое современная школа?» проводятся довольно часто, то мнение родителей на этот счет звучит гораздо реже. Заполнить данный пробел решили в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО). Не так давно там провели исследование «Школа глазами родителей», опросив при этом 500 человек из 25 школ города.

По словам Семена Вершловского, доктора педагогических наук, профессора АППО, это второе исследование. Первое проводилось в 2000 году, и ученых интересовали три момента: педагогическое кредо родителей, как родители представляют себе идеальную школу и какой они видят реальную школу на основании опыта обучения детей. Что касается педагогического кредо родителей, то, как и семь лет назад, выделяются два момента, которые имеют существенное значение: родители хотят, чтобы ребенок получил знания в процессе обучения и чтобы оказался в благоприятной обстановке.

За семь прошедших лет увеличилась уверенность родителей в том, что они лучше информированы об успехах детей и об их неудачах, то есть контакт «школа – семья» укрепился. От этапа обучения к этапу возрастала заинтересованность родителей в том, чтобы дети получили качественные знания. Однако вторая сторона медали – колоссальные заблуждения родителей. Они верят в элитарную школу, которая может дать все что угодно. Отсюда перегрузка детей, не соответствующая этим учебным заведениям, и чрезмерные амбиции родителей, уверенных, что в этой школе могут дать нужное образование. За этим стоит современная рыночная психология: можно купить образование ценой усилий, ценой значительных расходов.

Еще одно интересное исследование провели ученые Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Как сказала Ирина Хоменко, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи, исследование было посвящено проблеме готовности родителей к обучению их детей в школе.

– В науке и практике готовят к школе детей, но мало кто интересуется, как подготовлены к школе родители. Но от этого во многом зависит то, как будут учиться их дети. На кафедре мы создали анкету для родителей, которая позволяла на основе самооценки определить, насколько они готовы к вопросам и проблемам, с которыми столкнутся в школе. Выделялось четыре типа готовности: педагогическая, психологическая, социально-юридическая, материальная. Выяснилось, что 90 процентов родителей не готовы к школе социально-юридически: 60 процентов не знакомы с Законом «Об образовании», 15 процентов никогда не читали Конвенцию о правах ребенка, не говоря уже о Семейном и Административном кодексах. Те проблемы, которые часто возникают у родителей со школой, связаны прежде всего с тем, что они плохо знают свои права и обязанности, как должны включаться в образовательный процесс, чему учить своих детей.

– Ирина Алексеевна, в чем больше всего родители не готовы к школе?

– Большинство не знают типы и специфику образовательных программ, то есть редко какой родитель может четко сказать, по какой программе учится его ребенок, что он получит в результате этого обучения. Часто родители делегируют школе полномочия по обучению и воспитанию детей, не вникая в особенности, каким образом это будет сделано.

Еще одна тенденция заключается в том, что большая часть родителей не умеет общаться со своим ребенком. То есть люди прямо заявляют о том, что им не хватает знаний, каким образом можно выстроить отношения с ребенком в период его адаптации к систематической образовательной деятельности.

Около 30 процентов родителей боятся предстоящего общения со школой. Когда говорят об агрессивности родителей, я уверена, что агрессивность исходит из страха перед неизвестным. 45 процентов родителей считают, что их дети не будут справляться с учебой. Это опять подтверждает вывод о том, что они не знают особенностей своих детей, слабо представляют реальные способности и возможности ребенка. Отсюда и неадекватный уровень амбиций, когда родители направляют ребенка по своей образовательной траектории, в то время как способности и интерес ребенка – все-таки разные вещи. Он может обладать какими-то интересами, но объективных способностей к этому нет. И если школа не соответствует ресурсам ребенка, то мучаются все: учителя, родители, ребенок.

– В чем же родители подготовлены лучше всего?

– Родители писали, что лучше всего они готовы к школе педагогически: знают, как делать домашнее задание, как выбрать учителя, школу. Но в этом заключается проблема, потому что многие родители абсолютно неадекватно оценивают свой уровень. Молодые родители амбициозны, у них есть определенные успехи в профессиональной деятельности, и они еще не поняли, что эти успехи никак не коррелируются с неуспешностью их как родителей, как педагогов своего ребенка. Мне кажется, что наше педагогическое, психологическое просвещение должно быть направлено как раз на то, чтобы родитель увидел, что может быть некомпетентен, непрофессионален в деле воспитания ребенка, и для этого нужна вся система образования с ее ресурсом, которая помогла бы выйти на адекватный уровень отношения к своему ребенку и его образованию.

– В вашем исследовании, Ирина Алексеевна, отмечается, что на начальном этапе обучения ребенка интерес родителей к школьной жизни высок, а в среднем звене этот интерес угасает. В чем причина?

– Вначале родители активны, потому что проблем с детьми меньше. Дети вступают в социальные взаимоотношения со школой, но родители еще влияют на них, понимают, что все под контролем. Однако поскольку родители не компетентны в своей стратегической, воспитательной линии, то возникает иллюзия, что так будет и дальше. Когда дети переходят в подростковый возраст, у них начинаются проблемы, родители с этими проблемами уже не справляются. Получается, что в пиковый момент, когда ребенок на пике своих гормональных, психологических, эмоциональных изменений, у родителя тоже начинаются свои личные проблемы: возрастные. А ресурса для решения нет. И родители находят возможный выход: бросают все – школу, детей. Понижается то, что является архиважным для человека, – его самооценка. Поэтому он не ходит на собрания, чтобы не стимулировать в себе чувство вины, выключается из социума, потому что в социальном плане как социальное лицо, ответственное за своего ребенка, он терпит крах, неудачу. Родитель – живой человек, ребенок – живой человек, когда они встраиваются в социальную действительность, то терпят крах оба, потому что ребенок не умеет учиться, а родитель не умеет организовать ему этот процесс. Школа давит на того и на другого, разобщая их. В итоге мы имеем разобщенность детей и родителей, родителей и школы, плохое образование и плохое воспитание. Поэтому у нас сегодня растет количество беспризорных детей. Нужно поддерживать родителя, думать над его психологическим статусом.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте