Сценарий правового турнира. Тема «Готовы ли вы защищать свои права?».
В соответствии со ст.26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей. Требование инспектора правомерно, родители должны в письменной форме дать согласие на эмансипацию несовершеннолетнего. Налогоплательщики – родители Игоря Козлова, так как Игорь – несовершеннолетний.А сейчас мы попробуем оказаться в не очень приятной ситуации. Бывает, что подростков задерживают правоохранительные органы – милиция. Ваши действия? Можно рассказать, а можно показать мини-сценку. Подростки не должны давать никаких показаний без родителей или опекунов.
Цели:
1. Познакомить учеников с международными документами, касающимися защиты прав детей.
2. Побудить ребят задуматься над проблемами сверстников, нуждающихся в помощи. На примерах практических заданий показать юридические границы подросткового возраста, рассказать об основных правах подростка.
3. Формировать основы подростковой культуры, готовить школьников к принятию на себя ответственности за собственные действия, содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма.
4. Развивать у детей навыки решения практических задач.
5. Воспитывать уважение к закону.
Тексты: Конвенция о правах ребенка, 1989 г.; Декларация прав ребенка, 1959 г.; Конституция РФ 1993 г.; Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.
1. Вступительное слово
Учитель: «Не строй церковь, пристрой сироту» – призывает русская пословица. Для России проблема защиты детства всегда стояла остро. Революции 1917 г., Гражданская война обрекли страну на разруху и голод. Распалось множество семей. Миллионы детей бродяжничали, страдали от холода, голода, болезней, становились уголовниками, умирали. Много страданий детям нашей страны принесла война. Они гибли под бомбами и пулями, страдали в осажденном Ленинграде, в оккупации, фашистской неволе. Сегодня проблема защиты детства, к сожалению, так же актуальна.
Мы собрались, чтобы участвовать в соревновании по правовым знаниям. Знать свои права необходимо каждому человеку: взрослому и подростку.
Представление жюри: заместитель директора по воспитательной работе Ирина Александровна Осинцева, психолог гимназии №62 Ирина Витальевна Ионас, ученики 9-го «А» класса.
Учитель: Ребята, как вас можно назвать по возрастной группе? Это слово используется сравнительно недавно… («Тинейджер», подросток).
Сегодня участвуют две команды: 8-й «Б» и 8-й «В» классы.
Приветствуем их аплодисментами.
1-й тур. Приветствие. Команды по очереди представляются, показывают свои эмблемы.
(Максимальная оценка – 3 балла.)
2-й тур. Разминка. Вопрос дается одной команде, если она не отвечает, то вопрос передается другому классу. (Правильный ответ – 1 балл.)
1. Какое право приобретает ребенок после своего рождения? (На жизнь.)
2. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность защищать интересы ребенка? (Родителей, государство.)
3. Кому адресована Конвенция о правах ребенка? (Государству и правительству.)
4. Чем отличается декларация от конвенции? (Декларация носит рекомендательный характер, а соблюдение статей конвенции обязательно.)
5. Когда вы приобретете полную правоспособность и дееспособность? (С 18 лет.)
6. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав человека на международном уровне? (Организация Объединенных Наций – ООН.)
7. Откуда возникло слово «право»? (Правда, справедливость.)
8. Слова философа Сократа: «Мера всех вещей – человек». Что значит это выражение? (Люди от природы равны.)
9. Когда был принят Закон о гражданстве в России? (В 1991 году.)
10. Основной закон, по которому живет вся страна. (Конституция РФ.)
11. Законодательный орган страны. (Государственная Дума.)
12. С какого возраста начинается гражданская зрелость? (С 18 лет.)
13. С какого возраста можно баллотироваться в президенты? (С 35 лет.)
14. Как называют детей в возрасте с 6 до 14 лет? (Малолетние.)
15. В каком году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека? (В 1948 году.)
16. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (В 1989 году.)
17. Каковы юридические границы подросткового возраста? (От 14 до 18 лет, уголовная ответственность наступает в 16 лет, ответственность за тяжкие преступления – с 14 лет, Уголовный кодекс РФ, ст.20.)
18. Подписала Россия Конвенцию? Если да, то в каком году? (В 1990 году.)
19. Как назывался первый на Руси письменный юридический документ? («Русская правда»).
Подведение итогов 1-го и 2-го туров.
3-й тур. Написать, какие права есть у несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет.
Ответ:
– право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно,
– право знать своих родителей и право на их заботу,
– право на совместное проживание с родителями,
– право на воспитание своими родителями,
– право на уважение человеческого достоинства,
– личное право на общение с обоими родителями, родственниками,
– право на фамилию, имя, отчество (ст. 58 Семейного кодекса РФ),
– право на защиту своих прав и законных интересов,
– право на выражение своего мнения (учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен),
– право получить паспорт в 14 лет и стать гражданином своего государства.
На выполнение задания дается 5 минут. (Максимальная оценка – 5 баллов.)
Жюри работает. А в это время команды получают новые задания.
4-й тур. Проблемная задача №1.
Двум командам выдается одно задание. (Максимальная оценка – 5 баллов.)
На прием в орган опеки и попечительства пришли родители несовершеннолетнего Петра.
Инспектору они рассказали, что Петр уже шесть месяцев работает по трудовому договору, поэтому родители просят орган опеки и попечительства объявить его полностью дееспособным.
– Мы обязательно рассмотрим вашу просьбу, – сказал инспектор. – Но прошу вас оставить свое согласие в письменной форме.
– Да что за бюрократия! – возмутился отец Петра. – Мы говорим вам, что согласны!
Правомерны ли требования инспектора органа опеки и попечительства?
Ответ: В соответствии со ст.26 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей. Требование инспектора правомерно, родители должны в письменной форме дать согласие на эмансипацию несовершеннолетнего.
Жюри подводит итоги предыдущих туров.
5-й тур. Проблемная задача №2.
Несовершеннолетнему Игорю Козлову после смерти дедушки по праву наследования принадлежит однокомнатная квартира. Действующим законодательством предусмотрена обязанность собственника имущества выплачивать налог на имущество. Кто в данном случае является налогоплательщиком?
Ответ: Налогоплательщики – родители Игоря Козлова, так как Игорь – несовершеннолетний.
6-й тур. Первая проблемная ситуация.
Косте 11 лет, у него брат и сестра, которых он очень любит. Он старший среди них, но по каким-то причинам его мать и отчим обращаются с ним не так, как с остальными детьми.
Костя все время один. Он никого не видит и ни с кем не разговаривает. Он не может позвать своих друзей или крикнуть им из окна, так как оно забито доской. В комнате только лампа, кровать и стол. Когда Костя заканчивает делать уроки, лампу забирают, и он остается в темноте. Отчим его никогда не навещает и не разговаривает с ним. А когда Костя попытался пожаловаться матери, отчим его избил.
Так с ним обращаются каждый день в течение года. У Кости нет праздников: ни дня рождения, ни Нового года.
Однажды утром Костя пришел в школу, и классный руководитель увидел у него на лице кровоподтек. Сначала Костя не хотел ничего объяснять, но потом во время перемены он рассказал учителю о происходящем в его доме.
Классный руководитель сказал Косте, что ему давно нужно было все рассказать, чтобы школа могла его защитить.
Задание:
1. Если бы вы случайно узнали о том, как обращаются с Костей, как бы вы поступили?
2. Выразить свое отношение ко всем членам семьи Кости. Кто будет отвечать по закону и кто будет защищать права Кости? (Максимальная оценка – 5 баллов.)
7-й тур. Вторая проблемная ситуация.
А сейчас мы попробуем оказаться в не очень приятной ситуации. Бывает, что подростков задерживают правоохранительные органы – милиция. Ваши действия? Можно рассказать, а можно показать мини-сценку. (Максимальная оценка – 3 балла.)
Ответ: Подростки не должны давать никаких показаний без родителей или опекунов.
8-й тур. Творческое задание.
Задание всем командам – нарисовать плакат на тему «Дети России под защитой своего государства». (Максимальная оценка – 5 баллов.)
9-й тур. Задание капитанам. Раздаются конверты с карточками, на которых написаны названия правоохранительных органов (суд, адвокатура, прокуратура, милиция, нотариус) и определения, каким образом они защищают права и свободы граждан. Надо правильно их соотнести. (Максимальная оценка – 5 баллов.)
Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победитель.
Татьяна ЕЛИСЕЕВА, учитель истории гимназии №62, Кемерово
Комментарии