Сейчас в Новосибирской области развернута сеть методических центров, организованы курсы повышения квалификации, преподаются обучающие сетевые и очные курсы как в центрах информационных технологий, так и на базе передовых школ, в институтах повышения квалификации учителей. То есть здесь нацпроект действительно работает. В отличие от других регионов мы оказались хорошо подготовленными ко многим из проблем, о которых СМИ предупреждали еще осенью. Когда началось отключение школ от Интернета, связанное с прекращением федерального финансирования, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский немедленно выступил перед работниками образования с заверением, что деньги будут выделены из регионального бюджета. Итак, техника есть, к Всемирной сети подключены, чего же не хватает?
Опрошенные мной родители и ученики разных классов сошлись во мнении: учителя безнадежно отстают от школьников в плане ИКТ-компетентности. Кроме того, если десяток лет назад урок с применением новых технологий был новинкой, потому что домашних компьютеров было мало, то сейчас этим никого не удивишь. Дети искренне не понимают, почему ноутбуки, Интернет, электронная доска – это «новейшие технологии», ведь для «поколения.ру» ИКТ были всегда. Скорость поиска информации и умение пользоваться различными средствами связи для общения со сверстниками среди детей во много раз превосходит навыки взрослых.
Разговаривая с детьми и родителями, я отметила одну основную проблему, которая, как ни странно, не имеет никакого отношения к технике: «Только не называйте фамилию, не упоминайте школу! У нас выпускной класс, не дай бог, директор или любой учитель обидятся, сразу пострадает оценка!» Причем такая просьба поступает даже в тех случаях, когда при ответах сообщают сведения положительного характера. Почему?
«У нас проводили психологический опрос, вроде бы анонимный. Мы все написали, что любимый учитель у нас – математик. На другой день пришла классная руководительница, она ведет русский. Помахала перед нами листочками с нашими ответами, сказала, что знает всех по почерку и никогда не простит, что мы не назвали ее. Что теперь будет?» Как говорится, без комментариев.
Между тем основных проблем помимо традиционных вопросов по оплате труда на самом деле всего две. Приведу простой пример из жизни.
Ко мне регулярно обращаются за помощью учителя иностранных языков. Педагогу нужно найти новый материал, подготовить открытый урок, написать самоанализ для переаттестации. Большая часть моих коллег умеет обращаться с компьютером. В школе есть техника, подключен Интернет, – казалось бы, садись и работай. Но люди по-прежнему не знают, где, как и что искать, не умеют пользоваться поисковыми системами, не понимают, на что нажимать, как сохранить найденную информацию.
Думаю, это проблема психологического характера. В педагогическом вузе людей такому не учили. Прибавки к зарплате за использование новейших технологий они не получают. Существует страх перед техникой, боязнь что-то испортить. По личным наблюдениям и по переписке я знаю: возраст здесь практически ни при чем. Обращаются молодые (до сорока лет) педагоги, которые до сих пор не знают, что «в Интернете есть все». Регулярно показываю, как пользоваться поисковой системой, будь то отечественный Яндекс или международный Google. Казалось бы, чего проще? Вводишь в строку Поиск на русском языке, например, словосочетания «классный руководитель» или «метапредметный подход», и умная машина дает массу ссылок. Выбирай и пользуйся. Но почему-то люди не пользуются. Доходит до смешного: ко мне приходят учителя английского языка с газетой или журналом, где опубликована моя методическая разработка, и просят включить компьютер, а затем показать им наглядно все то, что я так подробно описала.
Вторая проблема не нова: где взять методическую помощь? Приходя на работу, учитель должен знать, на каком этапе ему стоит воспользоваться ИКТ, как сделать новейшие технологии частью учебного плана, в чем польза, в чем новизна. Необходимо донести до каждого, чем это обогащает жизнь педагога, почему сегодня без Всемирной сети наши знания будут неполными, почему идет отставание педагогики от жизни, в чем состоит разрыв между учителями и учениками в сфере ИКТ.
Нужно, чтобы директор любой школы понимал не только важность новых технологий, но и сам умел ими пользоваться. В одной из школ города провели прекрасный семинар, показали уроки математики с использованием электронной доски. Директор другой школы спросил, почему подобное мероприятие не показали для его учителей. Секрет прост: обоим математикам в его учебном заведении 70 лет. Они не будут учиться работать по-новому. Где взять молодежь, обученную работать в новых условиях?
Но есть и прекрасные положительные примеры разумного подхода к требованиям времени. Директор средней школы села Полойка Краснозерского района Алексей Мильхин – учитель математики и информатики. При первом знакомстве он рассказывал мне, что, получив первый компьютер, сам научил пользоваться им всех учителей, а потом они совместно обучили всех учеников. У школы есть свой прекрасный сайт, директор и учителя активно работают с электронной почтой. Даже при морозе минус сорок градусов, когда в село ни проехать, ни пройти, связь не прерывается.
Время идет, Алексей Мильхин пишет мне в электронном письме: «Для меня на данный момент существует одна большая проблема – нехватка денег на комплектование классов мультимедийной техникой и компьютером. Пока что удалось снабдить три класса. Большинство учителей активно используют ИКТ на уроках, поэтому трех классов явно недостаточно. Необходимо укомплектовать хотя бы еще пять. И тут же со временем встает другая проблема – быстро стареет компьютерная техника, а значит, необходимо менять ее в уже укомплектованных классах. Ну и еще к проблеме я могу отнести слишком медленный Интернет, к которому нас подключили в рамках реализации президентской программы».
Я не сомневаюсь в том, что Алексей Мильхин способен решить все проблемы, он наверняка добьется оснащения школы современной техникой. И, что крайне важно, техника у него постоянно в работе. Маленькое сибирское село держит связь с миром.
– Применение ИКТ в школе в целом получается, как в той поговорке – «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», – рассказывает учитель английского языка гимназии №21 наукограда Кольцово Марианна Малиновская. – В целом все достаточно позитивно: и учителя понимают, что нужно повышать свой профессиональный уровень, и администрация хочет быть впереди всех. Но давайте зададим себе вопрос: ради чего и какими силами? Что лучше – действовать, как всегда, революционным нахрапом или все же вводить изменения планомерно и постепенно?
Как работать на компьютере, которого физически нет в классе? Или нужно тратить силы на попытки прорваться в кабинет информатики, приносить свой компьютер? При нынешних нагрузках, когда нет ни сил, ни времени, будет ли это эффективно?
Когда изучать уже готовые материалы и тем более создавать свои? Сейчас даже достаточно хорошего качества презентациями никого не удивишь. А те, которые так нравятся мне, для детей уже вчерашний день – смотрят вполглаза.
Кто починит, установит, загрузит, обновит антивирус, в конце концов просто спокойно и подробно объяснит, почему программа не запускается, файл не копируется, окно не открывается и так далее?
Зачем? Хорошо, если администрация решит отметить и добавит баллы за ИКТ-усердие к зарплате. Но в 90 процентах случаев опрошенным мною учителям администрация сказала: а за что, ведь это ваша работа!
…И все же я – ЗА! За скорость, за новизну, за интерактивность и творчество в виртуальном формате. Мы должны, как и прежде, быть впереди своих учеников, ну а если не получается, то хотя бы рядом. Да, это стоит вложений, но наши дети – это лучшее, во что стоит вкладывать деньги, уважаемые чиновники, отвечающие за бюджет образования!
Что делать?
Покупать компьютеры и доски – если не в каждый класс, то каждому учителю, который вам скажет: «Я знаю, как это использовать эффективно!»
Создавать банки презентаций и других ресурсов по предметам не только в школе, но и в районе, и в городе. Лучшие непременно должны быть отмечены денежными премиями, ведь, поверьте, это стоит больших сил и времени. И не надо загонять их в рамки и схемы – творческие учителя все сделают сами. Критерий один – учит этот продукт чему-то или не учит.
И наконец – нужно помогать! У учителя, и правда, нет сил на отладку и настройку – это должен делать специалист. Давайте, наконец, научим всех учителей пользоваться электронной почтой. А директоров – получать ее и доводить до учителей. Давайте использовать образовательные порталы и форумы. Узнаем, наконец, что такое подкаст и блог.
Главное – в инновационном порыве не забыть про тех, без кого ни одна самая замечательная программа не будет работать – про Ученика и Учителя.
Новосибирск
Комментарии