search
main
0

Помогают звезды. В директора идут не только прагматики

«Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Слова великого русского полководца Александра Васильевича Суворова актуальны не только в армейских рядах, но и в образовании, в каждой российской школе. Наверное, нет такого учителя, который в глубине души не хотел бы стать директором школы или хотя бы не представлял себя на его месте. Люди по-разному приходят на эту должность: кто-то по протекции свыше, кто-то за выдающиеся заслуги, а кто-то по велению души и сердца.

Директор школы № 4 города Златоуста Челябинской области Тамара Карпакова с детства в гуще общественных событий – была председателем совета отряда, председателем совета дружины, руководителем школьного комитета комсомола. Тамара Константиновна закончила математический факультет Волгоградского пединститута. В студенческие годы ее избирали старостой группы, секретарем комсомольской организации.

– Когда вернулась в родной город, думала – все, хватит, надоела эта общественная работа. Буду учить детей, передавать свои знания, – рассказывает она. – Но так получилось, что через десять лет меня пригласили на административную работу в школу № 4. К тому времени меня как педагога знали не только в городе, но и в области.

Карпакова после долгих раздумий согласилась. 13 лет проработала завучем, была, как она говорит, «на передовых позициях». На должность директора пошла не ради какой-то корысти, а из-за того, что ей не хотелось, чтобы в школу пришел кто-то со стороны и нарушил традиции, сломал коллектив. Такие случаи встречаются сплошь и рядом. После шести лет ее работы в ранге руководителя школа № 4 Златоуста ни в чем не уступает другим городским общеобразовательным учреждениям.

Тамара Константиновна считает, что директором должен быть только тот человек, который прошел все ступени: был учителем, заместителем директора по учебной или воспитательной работе. Только тогда он состоится как руководитель и сможет понимать проблемы детей, педагогов и родителей. Конечно же, обучать менеджменту нужно обязательно. При бывшем начальнике городского управления образования Любови Барсуковой директора школ ежегодно проходили учебу. В Златоуст приезжал Петр Третьяков, видный методист, автор книги «Анализ школы по результатам». Он проводил семинары, посвященные управлению школой в новых экономических условиях.

Задаю вопрос: была ли боязнь не справиться с грузом ответственности, которая ложится на плечи любого руководителя?

– Понимаете, есть люди, которые, оканчивая педвуз, ставят перед собой цель стать директором школы, – говорит Карпакова. – У меня, скажу честно, такого желания не было. Может быть, мне помогает мой характер – я по гороскопу Овен, а по знаку зодиака Лошадь. Кто-то может сказать, что это все несерьезно, но, видимо, любовь к профессии и трудолюбие – мои помощники. Мне дороги все предметы, я не делю их на главные и второстепенные. Учителя музыки, физкультуры, изо, технологии начинали со второй категории, а сейчас большинство из них работают по первой, а некоторые имеют даже высшую. Я знаю проблемы всех своих педагогов и стараюсь помочь им.

Тамара Карпакова стремится и к материальному благоустройству своего места работы. 30-метровую часть теплотрассы, проходящую по территории школы, не могли наладить лет десять. Это все же удалось сделать благодаря помощи СМУ № 2 – они прочистили всю отопительную систему, заменили аварийные трубы. Семь лет школу ремонтируют только своими силами. Денег на это практически не выделяется. Правда, за бюджетный счет заасфальтировали школьный двор, спортплощадку, беговые дорожки, перекрыли текущую крышу. Через спонсоров (депутатов законодательного собрания Челябинской области и Златоуста) закупили новую мебель – пять классов-комплектов и четыре комплекта стульев.

Решение одновременно материальных и педагогических проблем делает рабочий день директора ненормированным. Тамара Константиновна считает, что директор школы должен быть не только управленцем, но и воспитателем, и психологом, как учитель. Нагрузка, которую приходится нести, требует большого терпения, крепкого здоровья. Ей и дома не приходится отдыхать: частенько звонят родители, просят что-то разъяснить им, посоветовать. Кроме этого, нужно подготовиться к урокам, проверить ученические тетради, разобраться с административными бумагами, решить вопросы комплектования. Без этого не обойтись. Но все же, по мнению Карпаковой, самое важное в работе директора – не отрываться от педагогики и учеников. Чтобы дети, когда она входит в класс после отпуска, видели в ее лице не столько администратора, сколько мудрого и доброго учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте