В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате №2 одну из лидирующих позиций занимает шефство. Оно бывает разным. Это и общение учащихся средней и старшей школы с детьми младшего школьного или дошкольного возраста, и дружба ровесников, особенно если кто-то из них новичок в каком-либо деле.
Ученики 8‑го «А» и 8‑го «Б» классов СКОШИ №2 разработали и успешно защитили на Московском городском конкурсе проектных работ свой труд, который получил название «Школа шефства». Эта тема заинтересовала ребят не случайно. Дело в том, что некоторые из них пришли в школу недавно и стали новичками в сложившемся коллективе. Таким образом, включение новеньких ребят в проектную деятельность способствовало их быстрой адаптации и более легкому вхождению в коллектив. Также хотелось бы отметить, что один из членов рабочей группы имел глубинные нарушения зрения и развившиеся на почве первичного дефекта психологические комплексы. И совместная работа способствовала снижению страха неудач и принятию себя таким, какой ты есть.
В рамках работы над проектом ребята проанализировали опыт существования шефства в СКОШИ №2 с момента ее основания. В результате анализа была разработана современная система шефства. По мнению ребят, шефство – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим ученикам школы. Также шефство можно рассматривать как форму взаимодействия между учениками, педагогами и администрацией школы. Команда исследователей выявила три основных направления шефской работы:
1. Индивидуальное – шеф класса или группы.
2. Персональное – наставник для подростка, находящегося в социально опасном положении.
3. В форме содружества – шефство старших над младшими. Данная форма служит для накопления и передачи опыта, приучает к уважению старших, способствует преемственности поколений среди учащихся школы.
Основываясь на анализе, в СКОШИ №2 была создана структура самоуправления, включающая:
– спортивно-оздоровительное направление – помощь в организации общешкольных спортивных мероприятий;
– гражданско-патриотическое направление – помощь в организации и проведении мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции обучающихся;
– оформительское направление – помощь в украшении помещений школы к тем или иным тематическим мероприятиям, организация поздравлений учащихся и педагогов с праздниками и значимыми датами школы;
– корреспондентское направление – помощь в оформлении стенгазет, стендов, фоторепортажи, выпуск школьной газеты.
Сегодня шефство в СКОШИ №2 является одним из основных направлений работы ученического совета. Ребята помогают четвероклассникам подготовиться к переходу в среднюю школу, проводят активные перемены, рассказывают младшим о традициях школы. В процессе шефства дети проявляют свои индивидуальные и творческие способности, учатся жить в коллективе, с уважением относятся к людям старшего возраста и заботятся о своих младших товарищах, что способствует развитию ответственности за порученное дело.
По принуждению добрыми не становятся. Потому что добро – это душа человека. А шефство как педагогическая система работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в полной мере может считаться значительной частью школьной души.
Юлиана БАСКАКОВА, учитель географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2;
Ольга БРАЗГАЛОВА, воспитатель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2
Комментарии