Среди вопросов, которыми занимается уполномоченный по правам человека, проблемы образования стоят особняком. В этом на собственном опыте убедился уполномоченный Омской области по правам человека Виктор Лохичев.
– Виктор Михайлович, вы всю жизнь были судьей, уполномоченный по правам человека – это совсем другое? – Есть общее – надо стараться понимать людей. В суде, конечно, больше конкретики, ты знаешь, в каких пределах действовать, как за это отвечать. Здесь по-другому. У нас в ежегодном отчете есть критерий – процент удовлетворенности жалоб. Неточный критерий – мы не удовлетворяем. Мы помогаем по мере возможности, подсказываем, направляем.- С чего вы начали? – Так вышло, что я пришел, когда случилась трагедия в поселке Светлом – обрушение казармы третьего учебного парашютно-десантного батальона, 24 парнишки погибли. Власть с первого дня, с первой минуты делала все, что возможно. Но все было так обострено!В ноябре с командой поехали смотреть, как устроился очередной призыв. Их разместили в парашютном классе, военные сделали что могли – огромный ангар утеплили, устроили обогрев. Но 1200 мальчишек, только от мамы, кровати на бетонном полу, туалет на улице за 200 метров… Отправили запрос министру обороны РФ Сергею Шойгу, он прибыл с проверкой, после чего быстро возвели временное жилье.- Какие самые частые обращения к вам? – По жилищным правам: ремонт, обслуживание жилья, коммунальные услуги, расселение. Часто ставятся вопросы своевременности социального обеспечения. Расчеты социальных пособий, пенсий, получения льгот более-менее урегулированы, но тут вопрос своевременности.Проблемой остается доступная среда. Простой пример – аппарат уполномоченного находится в Региональном центре по связям с общественностью, на третьем этаже. Лифта нет. Спускаемся сами, помогаем подняться, на мероприятия приглашаем помощников. И такое, вероятно, еще долго будет – очень многое не учтено. Правильно губернатор предложил – принимая объект, надо посадить застройщика в инвалидное кресло, пусть сам по своему пандусу прокатится, по лестнице поднимется. Делается много, этого все равно недостаточно, но радует главное – меняется сознание.- Что сегодня самое острое из педагогических проблем?- Устройство в детские сады. Сейчас в области дети от трех до семи лет обеспечены ими, но и младшим места нужны. Работа по созданию мест ведется большая. Тревожит другое: по сообщениям граждан, руководители детсадов систематически предлагают сдавать денежные средства на различные нужды, а тем, кто решается ответить отказом, дают понять, что это может иметь отрицательные последствия. Вряд ли можно согласиться с тем, что подобная практика соответствует самому понятию благотворительности, сформулированному в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».Высокая наполняемость групп в дошкольных учреждениях создает сложности и с качеством образования. По мнению депутата Государственной Думы РФ Олега Смолина, на законодательном уровне следует закрепить норматив максимальной наполняемости – не более 20 детей в группе. Пока же воспитателям непросто уделять необходимое внимание каждому ребенку.В прошлом году пришлось столкнуться еще с одной проблемой – не хватает кадров. Если сейчас этой проблеме не уделить должного внимания, в будущем, сколько бы новых детских садов ни появилось, работать в них будет некому. – Виктор Михайлович, достаточно ли в Омской области школ? Ведь стоит задача – дети должны учиться в одну смену.- Действующие в регионе школы работают в достаточно интенсивном режиме. По расчетам регионального Министерства образования, для перевода в одну смену до 2025 года необходимо ввести в строй 65 новых зданий общей мощностью свыше 30 тысяч учебных мест, реконструировать 110 зданий, капитально отремонтировать 150 школ.Сейчас трудно строить прогнозы в отношении того, насколько успешно может быть решена такая задача. В прошлом году в городе введена в эксплуатацию одна новая общеобразовательная организация на 550 учебных мест. Строительство планируется, но состоится только при финансировании, что в условиях нынешней экономической ситуации крайне сложно.Между тем при дефиците бюджетных средств подчас приходится сталкиваться с фактами их нерационального использования. Так, в прокуратуру Седельниковского района обратились родители учеников Лебединской общеобразовательной школы. По результатам проверки было выявлено, что здание школы, построенное за счет средств, выделенных из федерального и местного бюджетов, сдано в эксплуатацию в сентябре 2012 года с серьезными нарушениями – протекала крыша, что привело к разрушению потолка, стен и балок. В числе причин подобного положения дел – бездействие районной администрации как муниципального заказчика по контракту, в том числе в части неисполнения полномочий по предъявлению к подрядчику требований. Дефекты кровли были полностью устранены только после обращения прокурора с иском к администрации района.- Виктор Михайлович, как часто обращаются к вам педагоги, преподаватели?- Редко, мне кажется, это не в их культуре. Хотя по трудовым спорам стоило бы. Понимаю, все дорожат рабочим местом, но проблемы и злоупотребления растут тогда, когда люди не хотят спорить. Права работодателя значительно расширены, мы не можем изменить существующий порядок вещей, но можем помочь отстоять свои права согласно закону. Да, другое время, другое отношение, но люди должны помнить о своем достоинстве.В последнее время вызывает нарекания стимулирующая система оплаты труда. Мне кажется, это надо обсуждать. Страшная вещь, когда у администрации в руках находится фонд оплаты труда: кому хочу, тому и дам. По факту чаще всего происходит именно так. Это значит – несамостоятельность сотрудника, желание угодить руководству во что бы то ни стало. Хорошо, если у директора достаточно ума и такта, а если он ошибается?- Виктор Михайлович, а на учителей жалуются? – Моя дочь – старшеклассница, учится в гимназии, мы воспитываем ее так, что учитель всегда прав. Но, оказывается, не всегда. Закон предъявляет строгие требования к тем, кто занимается педагогической деятельностью. В прошлом году выявлено несколько случаев, когда к работе с детьми были допущены лица, имеющие судимость за преступления против общественной нравственности, а именно за незаконное приобретение и хранение наркотических средств, в том числе в крупном размере. По итогам проверки директора были привлечены к дисциплинарной ответственности, педагоги уволены.Поступают и жалобы о разного рода конфликтах. Так, например, в одном из обращений сообщалось о том, что в Октябрьской школе Горьковского района директор школы позволил себе оскорбить ученика, применить к нему физическую силу. Мы направили запрос в прокуратуру, после проверки директор освобожден от занимаемой должности и привлечен к административной ответственности.Тут есть ведь и другая сторона – дети тоже нередко обижают педагогов. Считаю, что надо повышать их ответственность за поступки. Давать штраф родителям в этом случае за плохое воспитание бессмысленно, на детях же и отразится. А вот краткосрочное лишение свободы для юного нарушителя, считаю, должно быть: 10-15 суток, но подросток должен понять цену свободы.- То есть дети настолько неуправляемы, что с ними нельзя иначе?- В обществе нарастает агрессия, а дети – его отражение. Пытаемся противостоять – например, проводим конкурс среди журналистов, где побеждает не «чернуха», а позитив.Не очень понимаю борьбу между школой и родителями о том, кто должен воспитывать детей. Все должны. И общество, и каждый из нас, педагогам одним не справиться. Но и ответственность детей за поступки, а тем более преступления, надо повышать.Считаю, что нужно снижать возраст уголовной ответственности. Говорить, что малолетние преступники не осознают своих действий, к сожалению, не приходится, а взрослые преступники часто пользуются ими, как орудием. Во многих странах это давно уже поняли – с 10 лет можно попасть под суд в Англии, Австралии, Швейцарии. Уголовная ответственность с 13 лет наступает во Франции, с 14 – в Германии и Японии, в других странах Евросоюза – от 13 до 18 лет. – Каким образом можно повысить правовую грамотность населения, нужна ли она?- Обязательно. Чтобы права не нарушались, надо проявлять активность, а чтобы проявлять активность, надо свои права знать. Вот мы с дочерью начали читать Семейный кодекс, а я и сам не знал, что у детей столько прав!Нужно изучение Конституции страны, и не наскоком, а всерьез. Мы в силу своих возможностей занимаемся этим. В течение многих лет вместе с региональными Министерством образования и экономическим институтом проводим олимпиаду по конституционному праву. Есть две номинации: старшеклассники и студенты средних специальных профессиональных учебных заведений. Очень интересный проект был о службе в армии – о правах и обязанностях солдата. Причем подготовила его девочка – говорит, мой друг собирается отдать долг Родине, считаю, что он должен это знать. Понимаете? Тут важно, что и дети понимают необходимость правовых знаний и сами пытаются просвещать друг друга. То есть потребность общества в правовых знаниях есть. Только добиваясь своих законных прав, мы можем навести порядок в стране.Омск
Комментарии