Как в самом раннем возрасте выявить одаренность у ребенка? В чем отличие способных детей от истинно талантливых? С какими проблемами чаще всего сталкиваются такие ребята? В чем особенности их обучения и воспитания? Почему дети даже с ярко выраженными признаками одаренности через какое-то время становятся посредственными учениками? Эти и другие вопросы волнуют педагогов, общественность, родителей. На них ищут ответы психологи, другие специалисты. Это большая и важная проблема для страны.
Именно ситуации, сложившейся с одаренными детьми, была посвящена последняя коллегия Минобрнауки РФ. На ней состоялось обсуждение Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в образовательную систему.Концепция предусматривает комплекс мер по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи. Были отмечены проблемы, которые снижают эффективность работы с ними: методическая неопределенность в распознавании таланта ребенка в раннем возрасте, субъективизм педагогов, неразвитость форм и методов поиска в воспитании и поддержке. В старшей школе не развита система профильного обучения. Частой причиной подавления одаренности нередко является недостаточная квалификация учителей.Для улучшения работы с одаренными детьми и преодоления ситуации, сложившейся в российском образовании, предусматривается целая система мер. В частности, предложено ввести в курсы «Психология» и «Педагогика» в педвузах и классических университетах раздел «Одаренные дети». Будет объявлен Всероссийский конкурс по подготовке методических пособий для педагогов, где будут рассмотрены вопросы: первичная диагностика одаренности, взаимодействие с семьей талантливого ребенка, психологическими центрами. Намечено также изучать международный опыт работы с такими детьми и молодыми людьми. Будет определена система поощрения и вознаграждения преподавателей вузов и учителей, добившихся высоких результатов в работе с талантливыми учениками и студентами.Достаточно подробно говорилось и о развитии интеллектуальных, творческих соревнований и спортивных состязаний.Всероссийская олимпиада школьников должна финансироваться из средств специального фонда поиска и поддержки талантов. Студентам, ставшим победителями и призерами интеллектуальных состязаний, необходимо предоставить дополнительные возможности для профессионального роста (стажировки в ведущих отечественных и зарубежных университетах, научных учреждениях РАН, грантовые программы, специальные стипендиальные программы).Говорилось и том, что необходимо иметь национальный реестр международных олимпиад, конкурсов, творческих и спортивных соревнований. Для формирования единой информационной среды предложено создать всероссийский информационно-образовательный интернет-портал.
Комментарии